ГОСТЕПРИИМНАЯ СМОЛЕНЩИНА
Проект
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной сети «Народных центров гостеприимства» Смоленской области
1. Общие положения
1.1. Региональная сеть «Народных центров гостеприимства» Смоленской области создаётся в рамках проекта-победителя второго конкурса 2018 года Фонда президентских грантов общественной организацией «Смоленское отделение Союза краеведов России» при поддержке Департамента Смоленской области по культуре и туризму.
1.2. Региональная сеть состоит из муниципальных «Народных центров гостеприимства» (далее – Центров).
Каждый Центр, входящий в региональную сеть, осуществляет свою деятельность на базе бюджетного учреждения во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
1.3. Центры осуществляют свою деятельность без образования юридического лица на основе принципов добровольности, равноправия, гласности, законности и взаимного уважения.
1.4. Общее руководство и координация деятельности региональной сети Центров осуществляется общественной организацией «Смоленское отделение Союза краеведов России».
1.5. Гостеприимство в данном проекте рассматривается как универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность дружелюбия, радушия и заботу о госте, готовность с искренней радостью встретить и принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не прибыли.
Сфера гостеприимства включает в себя различные виды деятельности – туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную и анимационную деятельность, организацию выставок и проведение различных событийных мероприятий.
2. Основные цели и задачи Центров
2.1. Основная цель: формирование положительного имиджа каждого муниципального образования Смоленской области в частности и Смоленского региона/Смоленщины в целом, как гостеприимных территорий, благоприятных для отдыха, досуга и развития межрегиональных и международных связей.
2.2. Задачи:
- поиск и объединение активных, инициативных жителей в каждом муниципальном районе или городском округе в сообщество «Гостеприимный житель Смоленщины», заинтересованных в развитии краеведческой деятельности и традиций гостеприимства на своей территории;
- создание площадок для взаимодействия участников сообщества «Гостеприимный житель Смоленщины» по вопросам развития краеведения, популяризации историко-культурного наследия территории проживания и развития услуг в сфере гостеприимства;
- содействие в обучении участников сообщества основам краеведения, туризма, гостеприимства, а так же особенностям событийного и культурно-просветительского волонтёрства;
- повышение историко-культурной грамотности/осведомлённости населения своего муниципального образования, оказание методической и консультационной помощи по вопросам истории, краеведения, туризма и гостеприимства;
- обеспечение взаимодействия с представителями туристской отрасли, а также иными государственными, коммерческими и некоммерческими организациями по вопросам, представляющими интерес для деятельности и функционирования Центра;
- формирование, мониторинг и пополнение реестра «народных» и профессиональных услуг в сфере туризма и гостеприимства для жителей и гостей Смоленской области;
- информирование и консультирование жителей и гостей Смоленской области о «народных» и профессиональных услугах в сфере туризма и гостеприимства, оказываемых на территории нахождения Центра и туристско-рекреационных возможностях региона в целом.
3. Основные направления деятельности Центров
3.1. Бесплатное предоставление информации жителям и гостям своего муниципального образования в стационарных Центрах и информационных пунктах, а так же на временных (мобильных) стойках в рамках культурных и туристских мероприятий:
- о музеях и культурно-просветительских объектах;
- об объектах истории и культуры, искусства, памятниках природы и др., а также о традициях и обычаях территории;
- о культурных, туристских, спортивных и общественных событиях муниципального района и Смоленского региона;
- о местных туристско-экскурсионных маршрутах, анимационных программах и мастер-классах;
- о предприятиях, ведущих туроператорскую и турагентскую деятельность, гидах, экскурсоводах, проводниках и переводчиках;
- о транспортных услугах (в том числе услугах общественного транспорта - маршруты, расписание, стоимость и так далее);
- об объектах средств размещения и предоставляемых ими услугах, в том числе сельских гостевых домах и фермерских хозяйствах;
- о предприятиях общественного питания, торговли, досугово-развлекательного, бытового и сервисного обслуживания;
- о предприятиях и возможностях медицинского, лечебно-оздоровительного и санаторного обслуживания;
- об ассортименте и местах продаж сувенирной продукции, изделий народных промыслов и продуктов питания, изготовленных местными производителями.
3.2. Распространение информационных и рекламных материалов о культурно-историческом, природном и социально-экономическом потенциале своего муниципального образования, туристско-экскурсионных маршрутах, фермерских продуктах питания, сувенирной продукции с местной символикой на региональном, российском и международном рынке, посредством участия в профессиональных выставках, информационных турах, фестивалях и прочих мероприятиях.
3.3. Формирование и внедрение новых услуг и проектов в сфере туризма и гостеприимства, поиск местных предпринимателей в сфере услуг, производителей продуктов питания и мастеров народных промыслов.
3.4. Информационно-консультационное взаимодействие с организаторами путешествий и массовых мероприятий, в том числе предоставление новостей, фотографий и других материалов средствам массовой информации и Смоленскому областному информационному центру культуры и туризма «Смоленский терем».
4. Состав, структура, организация деятельности Центров и их управление
4.1. Любое муниципальное образование Смоленской области может открыть на своей территории один и более Центров.
Центр может быть открыт на базе музея, библиотеки, клуба, центра народного творчества или любого другого бюджетного учреждения, деятельность которого на прямую связана с изучением и популяризацией историко-культурного наследия района, а так же приёмом и обслуживанием гостей, прибывающих в данный район с различными целями.
4.2. Органами местного самоуправления определяется Куратор муниципального Центра.
Куратор может быть выбран из числа сотрудников бюджетного учреждения, на базе которого открывается Центр и должностные обязанности, которого напрямую связаны с изучением и популяризацией историко-культурного наследия района.
Основные функции Куратора заключаются в обеспечении взаимодействияЦентра с органами местного самоуправления.
4.3. Для наиболее продуктивной работы Центра определяется Координатор Центра, обязанности которого заключаются в информационном взаимодействии с другими Центрами региональной сети Смоленской области.
4.4.Каждый Центр может иметь несколько стационарных информационных пунктов, предоставляющих информацию, указанную в пункте 3.1., жителям и гостям муниципального образования.
Информационные пункты могут быть открыты как в бюджетных учреждениях (музеях, домах культуры и т.д.), так и на базе коммерческих организаций (гостиницы, сельские гостевые дома, кафе, магазины по продаже сувениров или фермерских продуктов).
4.5. Включение Центра и его информационных пунктов в региональную сеть осуществляется на основании заявления, заполненного в форме Анкеты (Приложение 1).
4.6. На базе каждого Центра формируется культурно-просветительское сообщество местных жителей-волонтёров, независимо от возраста, должности и вида профессиональной деятельности, заинтересованных в развитии сферы туризма и гостеприимства на территории данного муниципального образования в частности и Смоленского региона в целом (далее – Сообщество).
4.7.Участник Сообщества заполняет Анкету-заявление (Приложение 2).
4.8.Участники Сообщества, прошедшие обучение по программе «Школа профессионального гостеприимства» (Приложение 3), становятся участниками регионального культурно-просветительского сообщества «Гостеприимный житель Смоленщины» и получают отличительный значок Сообщества.
4.9.Все участники Сообщества имеют право:
- на бесплатное обучение по программе «Школа профессионального гостеприимства»;
- на участие во всех мероприятиях, организуемых руководителями региональной сети или муниципальными центрами региональной сети;
- на информационно-консультативную помощь руководителей региональной сети и координаторов муниципальных центров;
- на разработку авторских проектов в сфере туризма и гостеприимства и получение поддержки по его дальнейшему продвижению.
4.10. Все участники Сообщества обязаны:
- всегда соблюдать основополагающие законы и принципы дружелюбия, радушия и гостеприимства;
- постоянно повышать уровень своего профессионального развития и компетенций в сфере туризма и гостеприимства;
- при разработке и реализации авторского проекта стремиться к точности и объективности исторических сведений и событий, соблюдать соответствующие нормы и правила, установленные российским законодательством, в том числе не допускать пропаганды насилия, националистических высказываний и религиозных споров.
4.11. Руководство региональной сети берёт на себя следующие обязательства:
- организовать и осуществлять работу виртуальных и информационных площадок в социальной сети (https://vk.com/gostismol67), на сайтах Смоленского областного краеведческого общества (/), Туристско-информационный центр «Смоленский терем» (визитсмоленск.рф) и АНО «Центр кластерного развития Смоленской области» (https://turcluster67.ru) и других.
- организовывать обучающие семинары, мастер-классы, практикумы и консультации для участников Сообществ по программе «Школа профессионального гостеприимства»;
- организовывать дополнительные встречи, исходя из возможности, необходимости и с учетом предложений участников Сообщества;
- формировать план работы региональной сети и координировать планы работы Центров;
- продвигать авторские проекты участников Сообществ, одобренные экспертами и руководителями региональной сети Центров, в соответствии с пожеланиями авторов проекта;
- оказывать помощь участников Сообщества с информационными, фото- и видеоматериалами (из имеющихся в наличии), а также оформлением наглядных материалов (по договоренности);
- взаимодействовать с официальными структурами и организациями, имеющими отношение к сфере гостеприимства, культуры и туризма на территории Смоленской области.
Приложение 1
АНКЕТА НАРОДНОГО ЦЕНТРА ГОСТЕПРИИМСТВА
_______________________________________района (города)
1. Адрес места расположения «Народного центра гостеприимства»
2. ФИО, должность, телефон и электронная почта куратора «Народного центра гостеприимства»
3. Адреса мест, предлагаемых для размещения информационных пунктов «Народного центра гостеприимства»
4. ФИО, должность, телефон и электронная почта координатора «Народного центра гостеприимства» (при наличии)
5. ФИО, должность, телефон и электронная почта сотрудника Администрации муниципального образования, сопровождающего деятельность «Народного центра гостеприимства» на данной территории.
Приложение 2
АНКЕТА
Участника культурно-просветительского сообщества
Народного центра гостеприимства
_______________________________________района (города)
1. ФИО, возраст
2. Сфера деятельности или место работы
3. В каком направлении сферы гостеприимства планируется Ваша деятельность в рамках «Народного центра гостеприимства» (отметьте «галочкой»):
- Разработка и проведение экскурсионных или анимационных программ;
- Организация и сопровождение событийных мероприятий;
- Разработка и изготовление сувенирной продукции (в том числе предметов народных промыслов);
- Предоставление мест для отдыха и проживания (в том числе сельские дома);
- Производство фермерских продуктов или открытие пунктов питания, дегустации;
Другой вариант _______________________________
Приложение 3
ПРОГРАММА
«ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ГОСТЕПРИИМСТВА»
Первый модуль ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР |
Кол-во акад. часов |
Тема 1. Основы профессионального гостеприимства |
2 |
Тема 2. Основы экскурсионной деятельности |
2 |
Тема 3. Волонтёрское сопровождение событийных мероприятий |
2 |
Тема 4. Проектная деятельность в сфере туризма и гостеприимства |
4 |
Второй модуль ПРАКТИКУМЫ ПО ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
Практикум 1. Выставочная деятельность по продвижению туристско-рекреационных возможностей территории |
4 |
Практикум 2. Выставочная деятельность по продвижению событийного мероприятия |
4 |
Третий модуль ПРАКТИКУМЫ ПО СОБЫТИЙНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ |
|
Международный фестиваль самодеятельного художественного творчества |
6 |
Театрализованный фестиваль на историческую тему |
6 |
Военно-исторический фестиваль |
6 |
Народный приусадебный праздник |
6 |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОРСКИХ ПРОЕКТОВ |
4 |
ИТОГО (общий объём программы) |
46 |