Опальный профессор красного университета
« НазадВ музее-усадьбе М.И. Глинки в Новоспасском состоялось мероприятие, посвящённое 140-летию со дня рождения выдающегося учёного, одного из основателей российской экологии Владимира Станчинского. В 20-х годах прошлого века он был профессором Смоленского университета…
Семейные ценности
Новоспасское местом проведения мероприятия было выбрано не случайно: всего в двух верстах отсюда находилась усадьба Логачёво, которую отец Станчинского приобрёл в 1899 году и где сам учёный бывал неоднократно. Здесь же, в Новоспасском, у храма похоронены его родители и младший брат Алексей.
– В семье Станчинских было трое детей, – говорит советник-эксперт департамента по культуре Надежда ДЕВЕРИЛИНА. – И все трое смогли добиться определённых высот: Владимир стал знаменитым зоологом, Алексей – великолепным композитором, Лидия – потрясающим педагогом. Их судьбы не были благополучными, но каждый из них смог выдержать все испытания и состояться как личность. Не последнюю роль в этом сыграла семья, её нравственные и духовные начала.
Владимир Николаевич Станчинский был из семьи педагогов. Его отец рано умер, и ему как старшему из шести детей пришлось взять на себя заботу о семье.
– Он получил хорошее образование, был инженером-химиком, – продолжает Надежда Деверилина. – И впоследствии работал инженером-технологом на многих предприятиях страны. Частая смена места работы объясняется тем, что Владимир Николаевич с болью воспринимал тяготы рабочих, всегда принимал их сторону, за что работодатели его не жаловали.
На Смоленщину Станчинские приехали в 1899 году, когда была куплена усадьба в Логачёво. Владимир Николаевич устроился работать инспектором. Он контролировал состояние паровых машин, расследовал несчастные случаи на производстве, в том числе и на фабрике Хлудовой в Ярцеве.
«Свою службу он понимал как посредничество между рабочими и фабрикантами, – напишет позже его дочь Лидия. – При конфликте он всегда становился на сторону рабочих, нередко возмущался и кричал на фабрикантов. Таких честных и справедливых людей среди инспекторов было мало».
Сохранились письма Владимира Николаевича, где он много рассуждает о судьбе России, её истории и необходимости преобразований. «Как без веры невозможно угодить богу, так без знаний невозможно узнать правду и приносить пользу», – сказано в одном из них. Наверняка своими мыслями и наблюдениями отец делился и с детьми, которых в семье принято было считать взрослыми в любом возрасте.
Мать Станчинских, Татьяна Алексеевна, помимо традиционных забот по хозяйству и воспитанию детей занималась ещё и благотворительностью.
Педагог и организатор
Владимир Владимирович Станчинский родился 20 апреля 1882 года. В 1901 году, окончив Смоленскую гимназию, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Однако спустя год был отчислен за революционную деятельность. Продолжил образование в Германии в Гейдельбергском университете под руководством Отто Бючли. В 1906 году получил степень доктора философии по зоологии.
После возвращения в Москву преподавал в частных гимназиях. Позже, сдав экстерном экзамены за полный курс университета, получил место ассистента на кафедре зоологии Московского сельскохозяйственного института. Проводил практические занятия, вёл научный студенческий кружок, преподавал орнитологию охотоведам. В 1912 году участвовал в заседаниях Российского орнитологического комитета, занимавшегося охраной птиц и проектированием заповедников.
После службы в армии в феврале 1917 года принимал активное участие в организации московской милиции и даже был избран комиссаром милиции. Весной того же года по поручению Временного правительства ездил с инспекцией по российской глубинке. Осенью его политическая деятельность заканчивается, и он целиком посвящает себя науке.
– В Смоленске в 1919 году Владимир Станчинский предпринимает первые шаги по организации кафедры зоологии на базе института народного образования, – говорит доцент СмолГУ Виктор АНТОЩЕНКОВ. – Однако полноценную кафедру зоологии он организует уже в 1922 году, когда происходит слияние смоленских вузов в один университет.
Станчинский был замечательным педагогом. Сохранились воспоминания его студентов, которые неоднократно подчёркивают, что лекции профессора по зоологии были очень содержательными и интересными – настолько, что на них приходили даже с других факультетов.
– Он хорошо рисовал и для наглядности объяснений пользовался цветными мелками, – продолжает Виктор Антощенков. – То есть при отсутствии всякой техники мог собственными рисунками проиллюстрировать любой материал.
Кстати, этот штрих к портрету учёного вошёл и в книгу Юлали Пикар «Красный университет», где Владимир Станчинский выведен под фамилией Сташинский и, несмотря на художественность произведения и некую ироничность повествования, вполне узнаваем.
Выдающийся учёный
– Владимира Станчинского без преувеличения можно назвать великим учёным, – замечает Виктор Антощенков. – Зоология, энтомология, орнитология, генетика, экология – круг его научных интересов невероятно широк. Его считают основоположником биоценологии в России, поскольку он впервые серьёзно заговорил об этом в своих научных работах.
В 20–30-е годы прошлого века имя Владимира Станчинского было хорошо известно в научных кругах не только России, но и на Западе. Он активный участник всевозможных конгрессов и съездов по зоологии, генетике, селекции, охране природы. При этом в приглашениях, приходивших на адрес университета, не раз подчёркивалось, что участие Станчинского в работе того или иного форума «считается чрезвычайно важным».
В апреле 1929 года Владимир Станчинский стал заместителем директора по научной части заповедника Аскания-Нова, а через год параллельно возглавил и кафедру зоологии позвоночных Харьковского университета.
Рассматривая перспективы развития заповедника, он много внимания уделяет организации на его базе научно-исследовательских работ. «Открывается чрезвычайно большое и совершенно новое поле для плодотворных исследований. Это поле предстоит развивать молодой науке – экологии», – утверждал Владимир Станчинский.
Однако подобные утверждения в те годы были признаны неполиткорректными, поскольку приближённые к власти оппоненты учёного выносили экологию за рамки советской науки. В ноябре 1933 года Владимир Станчинский был арестован и под пытками «признался» во вредительстве и подрывной работе.
Его приговорили к пяти годам исправительных работ, направив зоотехником в совхоз. Позже Станчинскому даже разрешили заниматься наукой, и он подготовил к печати две книги по экологии и курс зоогеографии для студентов университета. А в 1936 году он был досрочно освобождён.
Второй раз в поле зрения НКВД Станчинский попал уже в 1940 году. За ним установили слежку, собирали доносы. Ордер на арест учёного был подписан на следующий день после начала Великой Отечественной. На этот раз Станчинского обвинили в шпионаже и антисоветской агитации. Приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей.
Учёный скончался в больничной камере вологодской тюрьмы от болезни сердца. Место захоронения его тела неизвестно.
В перспективе
– Тема сегодняшнего мероприятия звучит необыкновенно: «Жизнь и мечты учёного», – говорит заместитель директора Смоленского музея-заповедника Анастасия ТИХОНОВА. – Дело в том, что мы сейчас редко говорим о мечтах, это больше свойственно детям. Но ведь мечта – это перспектива, и иметь её очень важно, а для учёного – особенно. Потому что мечты учёного рассчитаны не только на его личное представление о будущем, но и имеют под собой некую научную подоплёку.
Темы исследований Владимира Станчинского во многом опередили своё время. Однако то, что тогда могло показаться дерзкой мечтой, выходящей за рамки официальной науки, сейчас ложится в основу трудов его последователей.
В феврале 1932 года на первой Всесоюзной фаунистической конференции Владимир Станчинский высказал идею создания биосферных заповедников. Сейчас в России таких заповедников 109. В том числе и национальный парк «Смоленское Поозерье», расположенный на территории нашего региона…
Фото: Смоленское областное краеведческое общество
Ольга Суркова
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.