Смоленские уроки 2019 - 2021
« НазадС ноября 2019 года по март 2021 педагоги, музейщики, краеведы, туроператоры и экскурсоводы, при поддержке Фонда президентских грантов, работали над созданием комплексных решений развитию образовательного туризма в Смоленской области в рамках межрегионального проекта "Смоленские уроки".
Центральным мероприятие проекта стала "Лаборатория образовательного туризма" – это своеобразная «кухня» проекта Смоленские уроки», его экспериментальная площадка, похожая на айсберг. Большая часть работы участников лаборатории не видна, но, тем не менее, это титанический труд специалистов различных сфер деятельности и специализаций по созданию образовательных программ и методических материалов к ним.
С февраля 2020 года по март 2021 участники лаборатории работали над созданием образовательных программ и методических материалов по направлениям для трёх возрастных групп: для группы от 14 до 19 лет - комплекс программ, посвящённых Второй мировой и Великой отечественной войнам «Смоленские дороги памяти»; для группы от 10 до 13 лет – комплекс этнографических программ «Смоленские узоры»; для группы детей с 4 до 9 лет – комплекс литературно-краеведческих и анимационных программ «Смоленские сказки».
Поучаствовать в работе лаборатории можно было двумя способами: предоставить информацию с описанием своих образовательных программ для каталога «Смоленские уроки» и/или разработать и апробировать новую образовательную программу, в соответствии с методическими рекомендациями педагогов и с использованием интерактивных образовательных технологий.
Заявки на участие в каталоге подали 73 организации, представив 234 образовательные программы. Все они опубликованы в электронном каталоге, и большая часть представлена в печатной версии каталога «Смоленские уроки». Все программы прошли рецензирование научно-методического совета лаборатории образовательных программ.
Основной площадкой для экспериментов и апробаций стала Средняя школа №12» города Смоленска. Педагоги школы выступили не только в качестве наставников для остальных участников проекта, но и в качестве разработчиков новых форм образовательных программ и рабочих тетрадей для них.
Для создания своей образовательной программы педагогический коллектив школы выбрал массовые квест-технологии. На базе школьного музея «Смоляне – жители и защитники блокадного Ленинграда» был разработан и проведён квест «… И шар земной гордится Ленинградом!» для обучающиеся 5-7 классов школы. Активное участие коллектива школы, четкие и слаженные действия каждого на своем участке работы (подготовка материала, разработка маршрута, решение административных вопросов) способствовали успешной апробации данной формы работы. Это позволило организовать и успешно провести квест-игру для школ города Смоленска. В этой игре приняли участие 133 обучающихся 6-8 классов из 35 школ города.
После введения ограничительных мер по выезду детей за пределы школ, педагоги школы совместно с экскурсоводом Михаилом Гойдиным и методистом проекта «Смоленские уроки» Светланой Щербаковой разработали курс интерактивных занятий по краеведению для обучающихся 5-7 классов и провели его апробацию.
Одновременно шла разработка заданий для рабочих тетрадей по различным школьным предметам, а так же апробация этих тетрадей на уроках. Нужно было создать универсальные тетради, основанные на краеведческом материале, которые смогли бы использовать в своей работе все музеи Смоленской области, включая школьные. В результате командой проекта было создано 10 рабочих тетрадей вместо 3-х запланированных.
Участие в проекте «Смоленские уроки», безусловно, внесло оживление в деятельность смоленской школы № 12, по разработке и внедрению в образовательный процесс новых интерактивных форм, что позволило получить поддержку инвесторов для развития школьного музея «Смоляне – жители и защитники блокадного Ленинграда». На сегодняшний день завершается реконструкция помещения музея и строительство новой экспозиции с заменой выставочного оборудования.
Так же в разработке и апробации образовательных программ приняли участие музеи и школы 14-ти районов Смоленской области. Были представлены программы по всем трём тематическим направлениям. Где-то учителя вели урок на базе музейных экспозиций, где-то музейные сотрудники приходили в классы, а где-то приходилось проводить тестирование на взрослой аудитории – сотрудниках музея, членах их семей или участниках команды проекта «Смоленские уроки».
Так в апробации туристских образовательных программ выходного дня в Шумячском и Руднянском районах приняли участие члены Смоленского областного краеведческого общества, Общественной палаты Смоленской области и педагоги образовательных учреждений Смоленска.
Всего в работе Лаборатории образовательного туризма приняли участие более 1600 человек.
Результаты работы лаборатории и всего первого этапа проекта «Смоленские уроки», новые идеи и планы по его продолжению были презентованы на итоговом мероприятии 23 марта в КВЦ им. Тенишевых.
Второй этап проекта (2021 - 2022 гг.) будет посвящён созданию трёх новых комплексов образовательных программ: «Смоленские украсы» - мастер-классы по самым разным направлениям, "Природный дар Смоленщины" - активное познание природы и экосистемы Смоленщины, "Гостеприимная Смоленщина" - создание туристско-экскурсионных образовательных маршрутов, объединяющих сразу несколько образовательных программ (уроков).
ФОТОАЛЬБОМ "Лаборатория образовательного туризма 2020 - 2021"
ФОТОАЛЬБОМ "Итоговое мероприятие проекта "Смоленские уроки" 23.03.2020
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.