Возрождение Памяти
« НазадНе погибнет народ, уважающий и сохраняющий память предшествующих поколений.
И.И. Орловский
Деревня Даниловичи Рославльского района дала России двух выдающихся людей, которые стали известны не только достижениями на профессиональном поприще, но и явили достойный пример сыновнего отношения к своей родной земле. Многие согласятся, что именно последнее нам хотелось бы чаще видеть в современной России.
В 2019 г. исполнилось 180 лет со дня рождения Михаила Дмитриевича Чаусова (1839 – 1903), профессора Варшавского университета, доктора медицины, действительного статского советника, и 150 лет со дня рождения Ивана Ивановича Орловского (1869 – 1909), учёного, педагога, писателя и публициста, одного из выдающихся краеведов Смоленщины. Оба родились в семьях священников Даниловичской церкви, оба учились в Рославльском духовном училище и Смоленской духовной семинарии, несмотря на разницу в возрасте, были друзьями.
В 2018 г. на одном из заседаний Смоленского областного краеведческого общества его председатель иеромонах Рафаил (Ивочкин) предложил увековечить имена М.Д. Чаусова и И.И. Орловского на их малой Родине в Даниловичах. Мы решили поддержать эту идею.
Даниловичи
Даниловичи (бывший волостной центр Ельнинского уезда) – одно из старинных селений Смоленского края, расположено в восточной части Рославльского района, за рекой Десной, в 10 км южнее дороги Москва – Минск, в 24 км от села Екимовичи.
И.И. Орловский связывал возникновение села с преданиями о монахах-пустынножителях: «В старину поселились в здешних лесах четыре монаха – Даниил, Яким, Савва и Кузьма. У каждого была своя келья с иконами. Не раз приходили разбойники, сжигали келью, но в пепле монахи находили икону, сохранившуюся невредимой от огня. На могилах монахов впоследствии строили церкви, вокруг которых образовались села, носящие имена пустынников: Даниловичи, Якимовичи, Савеево и Кузьминичи».
Впервые село упоминается в 1503 г. в дипломатических документах, когда Великий князь литовский Александр Ягеллончик и Великиий князь Московский Иоанн III заключили перемирие на 6 лет, и к Москве отошли села нашего края: Пацынь, Федоровское, Осовик, Пакиничи, Шуи, Уварово, Замошье, Даниловичи и др.
В очерке А.В. Жиркевича «Ив. Ив. Орловский» (1908 г.) говорится, что в 70-ые – 80-ые гг. XIX в. оврагом, речкой Даниловкой и озером село разделялось на три части: «поповку», где стояла церковь – центр села, «господский бок» и «волостной бок». Село, не в пример окрестным деревням, считалось зажиточным. Из 14 дворов 7 принадлежали семьям духовенства (трём священникам, дьякону и трём псаломщикам), двум крепким крестьянским семьям, купившим имение у помещика, волостным служащим, евреям-лавочникам, ремесленникам. Даниловичи являлись церковно-административным центром для 59 окружавших его лесных деревень и множества небольших селений. В 60-ые гг. XIX в. в селе появилась церковно-приходская школа. Медицинское обслуживание отсутствовало, «народ лечился у знахарей и знахарок, которых здесь было в изобилии». Через Даниловичи проходил путь из Калуги в Рославль, и сюда постоянно, особенно в праздничные дни, стекались погорельцы, нищие, кликуши, блаженные, провидцы, странники и другой бродячий народ. Славился источник Гремучий ключ, вода которого считалась целебной.
В XVIII в. Даниловичи принадлежали отставному секунд-майору Ивану Сергеевичу Челищеву. В 1764 г. он построил здесь деревянную двухэтажную Ильинскую церковь с двумя приделами – святых апостолов Петра и Павла и святого мученика Иоанна Воина. В 1840 г. храм был перестроен на средства В.М. Воронец.
Это было величественное здание, обшитое тесом. Над центральной частью храма располагался четверик, увенчанный восьмигранным барабаном с окнами на четыре стороны света. Завершался он покатым куполом с небольшим крестом на невысокой глухой шее.
М.Д. Чаусов
Строительство в селе новой каменной церкви связано с именем Михаила Дмитриевича Чаусова. В 1865 г. он с серебряной медалью окончил Петербургскую медико-хирургическую академию и был оставлен при академической хирургической кафедре для подготовки к профессорскому званию. В 1869 г., защитив диссертацию по вопросу «Об организации тромба при лигатуре сосуда», Чаусов получил заграничную командировку для усовершенствования по хирургии. За границей он два года работал в лучших клиниках Гейдельберга, Вюрцбурга, Парижа, Лондона. В последний год его командировки началась франко-прусская война, молодой врач принял участие в работе прусских полковых лазаретов, чем значительно пополнил и расширил свои знания по военно-полевой хирургии.
С 1872 г. М.Д. Чаусов более 30 лет прослужил профессором Варшавского университета на кафедре оперативной хирургии и хирургической анатомии, 7 лет являлся инспектором Варшавских больниц, дважды избирался деканом медицинского факультета, много лет выполнял обязанности председателя Русского медицинского общества. Издал целый ряд научных работ, в том числе «Руководство по топографической анатомии», переведённое на многие языки. Чаусов славился как выдающийся знаток оперативной хирургии и анатомии, был опытным хирургом-практиком, пользовался репутацией требовательного профессора, имел своих учеников.
Михаил Дмитриевич придерживался нравственных правил, основанных на учении Православной Церкви. Живя постоянно в Варшаве, не забывал родного села, ежегодно приезжал на родину и открывал на время приезда «Медицинский приёмный пункт», лечил местное население, обеспечивая его бесплатно привезёнными лекарствами, помог средствами в открытии общественной библиотеки, жертвовал средства на строительство школы и церкви.
Одним из главных дел для Чаусова стало возведение в родном селе огромной (рассчитанной на 3000 человек) каменной церкви. Он был избран председателем церковно-приходского попечительства. Благодаря его хлопотам было сделано очень многое: в 1903 г. для обеспечения строительства были выстроены кирпичный и известковый заводы, заложен фундамент церкви.
Срочные дела призвали Михаила Дмитриевича в Варшаву, и там 29 августа 1903 г. его настигла неожиданная кончина. По завещанию его похоронили на родине. Отпевание состоялось 4 сентября в Даниловичской церкви. И.И. Орловский сказал в надгробной речи: «Отныне могила Михаила Дмитриевича Чаусова надолго будет памятна для Даниловичей, которые не забудут своего профессора и ктитора своего храма». На могиле был установлен черный гранитный памятник.
Строительство храма не остановилось, часть забот по его возведению взял на себя И.И. Орловский. Состоя членом церковно-приходского попечительства, он принимал участие в заседаниях строительного комитета по сооружению храма, помогал комитету в качестве наблюдающего на месте за выполнением плана. В 1906 г. была закончена кладка здания, покрыты крыши, на главах церкви и колокольни поставлены кресты. Их пожертвовал прихожанин, проживавший в Петербурге и имевший собственную кузницу. Интересен тот факт, что лесной материал на строительство пожертвовал лесопромышленник-еврей. Храм возводился по проекту епархиального архитектора Лыщинского, который, как писала в 1906 г. «Смоленская газета», относился к делу «весьма небрежно, даже не явился к окончанию стройки». В 1907 г., присутствуя на епархиальном съезде духовенства Смоленской епархии в качестве уполномоченного, Иван Иванович защищал интересы родного села по выдаче ссуды на окончание постройки храма.
Новый храм находился недалеко от деревянной церкви. По сохранившимся фотографиям можно описать его внешний вид. Это было здание, выполненное в псевдорусском стиле. Основной объем церкви завершался восьмигранным барабаном с глухими диагональными гранями, фигурной купольной кровлей и небольшой главкой на восьмигранной глухой шее. В декоре фасадов выделялись круглые полуколонки, двойные арочные окна над боковыми порталами. Удлиненная прямоугольная трапезная имела пониженные боковые части. Новый Ильинский храм был освящен в 1907 г. В церковной летописи о нём было сказано: «Храм велик, красив и с чудесным резонансом».
И.И. Орловский
Трудно оценить, какой огромный вклад в духовном, воспитательском, просветительском, материальном плане внёс И.И. Орловский в развитие родного села, как много сделал он для своих земляков, простых крестьян.
После окончания исторического отделения Московской духовной академии он получил степень кандидата богословия с правом преподавания в семинариях. В 1894 г. Иван Иванович был принят на должность преподавателя истории и географии Смоленского епархиального женского училища, где и проработал до самой смерти. Он с увлечением занимался краеведением, производил археологические раскопки, издал более 20 книг и брошюр по истории Смоленщины, в том числе первый учебник географии Смоленщины, публиковался в губернских и общероссийских периодических изданиях, писал стихи и рассказы. Значительная часть этого наследия не потеряла научного значения до сих пор.
И.И. Орловский всегда поддерживал живую связь с родным селом. Приезжая к родителям во время каникул, он охотно беседовал с односельчанами, всегда старался объяснить смысл происходящих в стране событий, давал юридические консультации, привел в порядок церковный архив, составил историю села, устраивал ёлки для детей, литературные вечера с «туманными картинками» и спектакли для взрослых. Представления, на которые стекались целые толпы народа из ближайших деревень, пользовались необычайным успехом. О нуждах местных крестьян он писал в газетах.
В 1896 г. Орловский создал в селе пожарную дружину, с помощью спектаклей, вечеров, личных сборов, пожертвований, в которых щедро участвовал и его отец, скопил средства на приобретение для неё инвентаря и недвижимой собственности и сам был её председателем.
По его инициативе и при активном участии село благоустраивалось: расчищались улицы, производилась посадка у домов аллей и рощ, которые могли бы служить щитом в случае пожара.
Благодаря стараниям Орловского, в 1899 г., в год 100-летнего юбилея А.С. Пушкина, в селе открылась библиотека в память великого поэта, где было собрано до полутора тысяч книг «из пожертвований собственных и отцовских». Это событие Иван Иванович отметил шутливым стихотворением в рукописной газете:
В 1900 г. И.И. Орловский организовал на селе книжную торговлю из складов попечительства народной трезвости. В письме к А.П. Чехову, с которым много лет переписывался, он сообщал, что книги хорошо расходятся, если тому не препятствует цена издания. Во время Русско-японской войны при библиотеке была организована народная читальня, в которой с применением карты крестьянам объяснялись военные известия, устраивались торжественные проводы уходивших на войну. Иван Иванович ходатайствовал у начальства, и часто удачно, за многосемейных земляков, призванных на военную службу.
И.И. Орловский скончался 30 июня 1909 г., похоронен в Смоленске на Вознесенском кладбище. Сейчас это место – возле зданий библиотеки и общежития Смоленского государственного университета. Здесь находится кенотаф (пустая могила) с памятным камнем и надписью «Видный смоленский историк Орловский Иван Иванович. 1869 – 1909».
На доме № 27 по улице Маршала Жукова установлена скромная мемориальная доска «Здесь, в стенах бывшей духовной семинарии в конце XIX века учился видный смоленский историк, краевед и географ Иван Иванович Орловский (1869 – 1909)».
В 2013 г. учреждена областная краеведческая премия имени И.И. Орловского, которая присуждается историкам и краеведам, внёсшим значительный вклад в изучение истории Смоленщины.
Память об И.И. Орловском хранят в своём музее и ученики ближайшей к Даниловичам Екимовичской средней школы. Краеведы школьного клуба «Истоки» посещают места, связанные с жизнью знаменитого земляка, в 2014 г. в журнале «Юный краевед» была опубликована исследовательская работа «Незаметный герой русской провинции И.И. Орловский», выполненная учеником школы Д. Пилипцом под руководством учителя Е.С. Гречиной.
Судьба церкви после революции
Октябрьская революция 1917 года нарушила мирное течение приходской жизни в Даниловичах. Перед революцией здесь было 42 дома, 2 церкви, 2 школы: церковно-приходская и начальная, публичная библиотека, 6 лавок и водяная мельница. В селе в основном жили купцы и священнослужители. После революции многих из них выслали на Урал. Когда началась коллективизация, в селе была организована коммуна «Энергия труда».
Первоначально община верующих была зарегистрирована в исполкоме Западной области. Приход был обложен крупным налогом. В 1930 г. деревянная церковь была закрыта и передана на нужды клуба. В ведении верующих осталась каменная церковь. 19 июля 1931 г. Екимовичский райисполком известил церковный совет о том, что постановлением комиссии по религиозным культам при Запоблисполкоме их храм закрывается в связи с неуплатой налогов.
Верующие опротестовали это решение, мотивируя протест тем, что замер площади здания проводился неточно. Председатель церковного совета писал в заявлении на имя председателя комиссии: «Разница между нашим измерением и оценкой храма, а также измерением и оценкой страховым агентством получилась потому, что агент измерял длину и ширину храма шагами, а высоту на глаз. <... > Мы же измеряли точно веревкой». Далее в письме прихожане просили понизить размер налогов.
Как видно из анализа документов, нужда в церковной жизни остро чувствовалась селянами. Верующие предлагали даже такой вариант: каменный храм передать под клуб, а деревянный использовать как действующую церковь. Если же и этого нельзя сделать, то они соглашались служить в небольшой церковной сторожке.
Власти на просьбы общины ответили отказом, все налоги, начисленные страховым агентством, признавались правильными. 13 ноября 1932 г. президиум Запоблисполкома подтвердил решение 1931 г. и оставил его в силе.
С 1932 по 1939 годы переписка о Даниловичской церкви велась со ВЦИК и Екимовичским райисполкомом. Окончательное закрытие каменного храма произошло 9 июля 1939 г., он был передан под культурные цели.
Даниловичи сегодня
Ныне в Даниловичах живёт около 20 человек, от былого великолепия остались лишь небольшие холмы и остатки колонн на месте храмов, развалины двух старых зданий и требующая ремонта плотина. Сохранился так называемый Поповский источник, вода из которого считается целебной. Благодаря стараниям работников цеха обеспечивающих систем Смоленской АЭС, в 1998 г. источник был обустроен.
Житель Десногорска Михаил Анатольевич Полканов, уроженец Даниловичей, сохранил фотографии, сделанные его отцом в 30-ые годы прошлого века, на которых запечатлены деревянная Ильинская церковь и новая – каменная. Если присмотреться, на снимке рядом с деревянной церковью виден намогильный памятник М.Д. Чаусову, который после Великой Отечественной войны, как и другие памятники с церковного кладбища, был использован в качестве углового столба под одним из домов. Через несколько десятков лет уже другой хозяин, обнаружив при ремонте фундамента такую находку, перетащил гранитный памятник с эпитафией примерно на то место, где он находился, каменный крест с памятника оказался безвозвратно утрачен.
Желание возродить память о выдающихся людях, которые своими именами не только прославили малую Родину, но и внесли существенный вклад в её развитие, объединило наши усилия с жителем деревни Даниловичи, ветераном Смоленской АЭС Василием Сергеевичем Жолтиковым и руководителем общественной организации «Возрождение» села Екимовичи Владиславом Петровичем Панченковым.
Василий Сергеевич сумел организовать неравнодушных односельчан, вместе они расчистили от зарослей площадку, где находились вросшие в землю две части памятника, восстановили его, установили Поклонный крест в память о разрушенных храмах. В этих работах приняли участие жена Василия Сергеевича Наталья Владимировна, их тринадцатилетний внук Иван Лихоконь, жители Даниловичей Алексей Владимирович Волосенков, Сергей Николаевич Зенков, Анатолий Васильевич Лемешов, Николай Александрович Прокопенков и Владимир Николаевич Кротов.
Большую помощь при изготовлении и доставке Поклонного креста нам оказали руководитель Десногорского лесничества Олег Михайлович Пресняков и депутат Смоленской областной Думы Михаил Васильевич Лосенко. Важное содействие по согласованию места для установки Поклонного креста оказал протоиерей Виталий Сладков.
1 декабря 2019 г. состоялось освящение Поклонного креста и намогильного памятника М.Д. Чаусову и его жене. Въезжающую в Даниловичи вереницу машин и автобус встречали практически все местные жители. Более 80 человек из Десногорска, Рославля, Екимовичей, Ивановского, Крапивны, Сырокоренья и близлежащей округи объединило в этот день желание приобщиться к истории родного края, почтить память выдающихся земляков. Чин освящения совершил настоятель Богородице-Скорбященского собора города Десногорска протоиерей Виталий Сладков, священники этого храма иерей Николай Давыдов и иерей Валерий Власов, настоятель церкви Воздвижения Креста Господня села Екимовичи иерей Алексий Шевяков.
Рассказывая собравшимся об истории церквей, о судьбах М.Д. Чаусова и И.И. Орловского, отец Виталий отметил: «Люди, о которых мы с благодарностью сегодня вспоминаем, жили более века назад, но до сих пор они подают нам пример, как надо любить свою родную землю». Отец Виталий выразил сердечную благодарность всем, кто потрудился во благо сохранения ещё одной страницы православной истории нашего края и пожелал всем участникам церемонии освящения Божией помощи.
Наши планы
В связи с тем, что работы по изготовлению и установке памятных объектов в Даниловичах производятся в основном на личные средства их исполнителей, памятные плиты, посвящённые М.Д. Чаусову и И.И. Орловскому, установить пока не удалось. Это планируется сделать в следующем году. Желающих оказать любое содействие приглашаем к сотрудничеству.
Литература и источники
1. Жиркевич А.В. Ив. Ив. Орловский. (Биографический очерк с приложениями – двумя портретами Орловского и его статьёю). – Вильна, 1909.
2. Ивочкин Рафаил, иеромонах. Ельнинская земля: православные храмы.– Смоленск, 2005.
3. Орловский И.И. Краткая география Смоленской губернии. Смоленск, 2008.
4. Орловский И.И. Пустынножительство в Рославльских лесах. – Смоленск, 2004.
5. Смоленские епархиальные ведомости 1907 г., № 9.
6. http:// www.Vrach-profi.ru – 9 февраля, 2014 г.
Н.А. Гречин, ветеран Смоленской АЭС,
член Смоленского отделения Союза краеведов России
Ильинская церковь с. Даниловичи,
освящена в 1907 г. Фото 1910-х гг.
Краеведы Екимовичской школы на месте Ильинской церкви. Фото 2012 г.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.