Лаборатория образовательного туризма (далее – Лаборатория) организованна в рамках проекта «Смоленские уроки» на базе МБОУ «Средняя школа № 12» города Смоленска и Филиала Государственного центрального музея современной истории России Мемориальный комплекс «Катынь».
Координатор Лаборатории – Светлана Александровна Щербакова, тел. 8 910 117 01 18
В качестве пилотных направлений работы Лаборатории на 2020 год определены три комплекса экскурсионно-образовательных программ для трёх возрастных групп:
- для группы от 14 до 19 лет - комплекс программ, посвящённых Второй мировой и Великой отечественной войнам "Смоленские дороги памяти";
- для группы от 10 до 13 лет – комплекс этнографических программ "Смоленские узоры";
- для группы детей с 4 до 9 лет – комплекс литературно-краеведческих и анимационных программ "Смоленские сказки".
Комплекс экскурсионно-образовательных программ состоит из нескольких взаимосвязанных между собой образовательных программ (интерактивных уроков), объединённых в один маршрут с экскурсионным сопровождением, а также рабочими тетрадями, дополнительным информационно-методическим пособием для участников и научно-методическим пособием для разработчиков и организаторов экскурсионно-образовательных программ по одному из трёх направлений, которые указаны выше.
Алгоритм создания комплекса экскурсионно-образовательных программ по одному направлению
1. Анализ стандартных школьных образовательных программ и отбор тем уроков по различным предметам, соответствующих выбранным направлениям и возрастным категориям учащихся (Приложение 1).
2. Отбор тем уроков по разным школьным предметам для разработки и апробации в рамках Лаборатории образовательного туризма, а также составление Планов данных уроков (Приложение 2).
3. Проектно-аналитический семинар (мозговой штурм) по одному направлению на примере 3 – 4 тем уроков по разным предметам. Необходимо предварительно подать заявку для участия в семинаре.
Основная задача семинара - знакомство с образовательными технологиями, рассчитанными на определённую возрастную категорию учащихся и разработка вариантов применения данных технологий при проведении образовательных программ (интерактивных уроков).
4. Самостоятельное проведение участниками проекта аналогичных проектно-аналитических семинаров в своих учреждениях или муниципальных образованиях для определения возможных вариантов экскурсионно-образовательных программ по предложенным темам.
Для дальнейшего включения, предлагаемых программ в туристско-экскурсионные маршруты, рационально разработать одновременно не менее 2-х программ, которые:
- рассчитаны на одну возрастную категорию участников;
- рассчитаны на одинаковое количество участников;
- одинаковы по продолжительности (30 - 60 мин.);
- дополняют друг друга и могут проводиться в любой последовательности;
- имеют возможность проходить одновременно, учитывая место проведения и наличие персонала.
5. Оформление и подача заявок для апробации программы в рамках Лаборатории по выбранному направлению (Приложение 3).
6. Обработка заявок, формирование графика и маршрутов апробаций.
7. Разработка, заявленных экскурсионно-образовательных программ по одному из трех направлений и рабочих тетрадей к ним. Отправка участниками проекта заданий, предлагаемых для рабочих тетрадей и их апробация на базовых площадках «Исполнителей».
8. Отправка, разработанных тематических планов руководителям Лаборатории и членам Научно-методического совета для ознакомления и корректировки.
9. Апробация, разработанных экскурсионно-образовательных программ, согласно составленного ранее графика. Тестирование пробных образовательных программ, фото и видео-фиксация их проведения. Анализ результатов апробации.
10. Презентационный семинар по итогам апробаций образовательных программ по одному направлению.
11. Доработка образовательных программ и рабочих тетрадей, в соответствии с замечаниями, передача готовых материалов в Лабораторию образовательного туризма. Составление методических пособий для разработчиков и организаторов экскурсионно-образовательных программ по одному из направлений.
12. Публикация рабочих тетрадей и дополнительных информационно-методических пособий для участников экскурсионно-образовательных программ.
13. Презентация комплексов экскурсионно-образовательных программ по трём направлениям на итоговом мероприятии проекта «Смоленские уроки».