Краткое описание проекта "Смоленские уроки"

Письмо-инструкция № 1
по реализации проекта «Смоленские уроки»
  1. Цели, задачи и участники проекта «Смоленские уроки»
Межрегиональный проект Смоленского краеведческого общества «Смоленские уроки» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов с 01.11.2019 г. по 31.11.2020 г. и является частью большого регионального проекта «Гостеприимная Смоленщина».  
Цель проекта: создание на территории Смоленской области научно-методической экспериментальной площадки по изучению и классификации, а так же разработке и апробации качественных экскурсионно-образовательных программ, основанных на краеведческом материале.
Для достижения поставленной цели в рамках проекта «Смоленские уроки» необходимо:
  1. Собрать и обучить рабочую группу из специалистов и экспертов по разработке экскурсионно-образовательных программ на территории Смоленской области.
  2. В рамках Лаборатории образовательного туризма разработать и апробировать комплекс современных образовательных программ и туристско-экскурсионных маршрутов, а так же опубликовать научно-методические и информационные материалы по созданным экскурсионно-образовательным программам.
  3. Собрать, обработать и опубликовать в Каталоге «Смоленские уроки» максимальное количество действующих на территории Смоленской области экскурсионно-образовательных программ.
В проекте принимают участие: учителя истории, экскурсоводы, сотрудники музеев, краеведы и учёные Смоленской области, а так же эксперты и участники межрегионального проекта «Живые уроки» из Тверской области. В качестве «Заказчика» экскурсионно-образовательных программ в проекте выступает педагогический коллектив школы № 12, а в качестве «Исполнителей» могут выступить все желающие, готовые к апробации и дальнейшей реализации экскурсионно-образовательных программ.
 
  1. Лаборатория образовательного туризма
Лаборатория образовательного туризма (далее – Лаборатория) организованна в рамках проекта «Смоленские уроки» на базе МБОУ «Средняя школа № 12» города Смоленска и Филиала Государственного центрального музея современной истории России Мемориальный комплекс «Катынь».
Координатор Лаборатории – Светлана Александровна Щербакова, тел. 8 910 117 01 18
 
В качестве пилотных направлений работы Лаборатории на 2020 год определены три комплекса экскурсионно-образовательных программ для трёх возрастных групп:
- для группы от 14 до 19 лет  - комплекс программ, посвящённых Второй мировой и Великой отечественной войнам «Смоленские дороги памяти»;
- для группы от 10 до 13 лет – комплекс этнографических программ «Смоленские узоры»;
- для группы детей с 4 до 9 лет – комплекс литературно-краеведческих и анимационных программ «Смоленские сказки».
 
 Комплекс экскурсионно-образовательных программ состоит из нескольких взаимосвязанных между собой образовательных программ (интерактивных уроков), объединённых в один маршрут с экскурсионным сопровождением, а также рабочими тетрадями, дополнительным информационно-методическим пособием для участников и научно-методическим пособием для разработчиков и организаторов экскурсионно-образовательных программ по одному из трёх направлений, которые указаны выше.
 
Алгоритм создания комплекса экскурсионно-образовательных программ
 по одному направлению
 
1. Анализ стандартных школьных образовательных программ и отбор тем уроков по различным предметам, соответствующих выбранным направлениям и возрастным категориям учащихся (Приложение 1).
2. Отбор тем уроков по разным школьным предметам для разработки и апробации в рамках Лаборатории образовательного туризма, а также составление Планов данных уроков (Приложение 2).
3. Проектно-аналитический семинар (мозговой штурм) по одному направлению на примере 3 – 4 тем уроков по разным предметам. Необходимо предварительно подать заявку для участия в семинаре.
Основная задача семинара – знакомство с образовательными технологиями, рассчитанными на определённую возрастную категорию учащихся и разработка вариантов применения данных технологий при  проведении образовательных программ (интерактивных уроков).
4. Самостоятельное проведение участниками проекта аналогичных проектно-аналитических семинаров в своих учреждениях или муниципальных образованиях для определения возможных вариантов экскурсионно-образовательных программ по предложенным темам.
Для дальнейшего включения, предлагаемых программ в туристско-экскурсионные маршруты, рационально разработать одновременно  не менее 2-х программ, которые:
- рассчитаны на одну возрастную категорию участников;
- рассчитаны на одинаковое количество участников;
- одинаковы по продолжительности (30 - 60 мин.);
- дополняют друг друга и могут проводиться в любой последовательности;
- имеют возможность проходить одновременно, учитывая место проведения и наличие персонала.
5. Оформление и подача заявок для апробации программы в рамках  Лаборатории по выбранному направлению (Приложение 3). 
6. Обработка заявок, формирование графика и маршрутов апробаций.
7. Разработка, заявленных экскурсионно-образовательных программ по одному из трех направлений и рабочих тетрадей к ним. Отправка участниками проекта заданий, предлагаемых для рабочих тетрадей и их апробация на базовых площадках «Исполнителей».
8. Отправка, разработанных тематических планов руководителям Лаборатории и членам Научно-методического совета для ознакомления и корректировки.
9. Апробация, разработанных экскурсионно-образовательных программ, согласно составленного ранее графика. Тестирование пробных образовательных программ, фото и видео-фиксация  их проведения. Анализ результатов апробации.
10. Презентационный семинар по итогам апробаций образовательных программ по одному направлению.
11. Доработка образовательных программ и рабочих тетрадей, в соответствии с замечаниями, передача готовых материалов в Лабораторию образовательного туризма. Составление методических пособий для разработчиков и организаторов экскурсионно-образовательных программ по одному из направлений.
12. Публикация рабочих тетрадей и дополнительных информационно-методических пособий для участников экскурсионно-образовательных программ.
13. Презентация комплексов экскурсионно-образовательных программ по трём направлениям на итоговом мероприятии проекта «Смоленские уроки».
График работы Лаборатория образовательного туризма
Месяц
Смоленские дороги памяти
Смоленские узоры
Смоленские сказки
Январь
Комплектование команды, определение тем, написание планов уроков
 
 
Февраль
Проектно-аналитический семинар
(образовательные технологии для работы с учащимися 14+)
Подача заявок на участие
Комплектование команды, определение тем, написание планов уроков
 
Март
Разработка, корректировка.
Апробация, тестирование
Проектно-аналитический семинар
(образовательные технологии для работы с учащимися 10+)
Подача заявок на участие
Комплектование команды, определение тем, написание планов уроков
Апрель
Апробация, тестирование.
Презентационный семинар.
Доработка, публикация рабочих тетрадей
Разработка, корректировка.
Апробация, тестирование
Проектно-аналитический семинар
(образовательные технологии для работы с учащимися 4+)
Подача заявок на участие
Май
 
Апробация, тестирование.
Презентационный семинар.
Доработка, публикация рабочих тетрадей
Разработка, корректировка.
Апробация, тестирование
Июнь
 
 
Апробация, тестирование.
Презентационный семинар.
Доработка, публикация рабочих тетрадей

Июль

Подведение итогов работы Лаборатории образовательного туризма

  1. Каталог экскурсионно-образовательных программ и маршрутов «Смоленские уроки»
Основная задача: формирование банка экскурсионно-образовательных программ и туристско-образовательных маршрутов на территории Смоленской области и их дальнейшая публикация.
 
КоординаторАгафонова Елена Леонидовна, тел. 8 905160 45 58
 
Подать заявку на размещение в Каталоге «Смоленские уроки» одной и более экскурсионно-образовательных, анимационных, интерактивных и прочих видов программ, может любое бюджетное учреждение, коммерческая или некоммерческая организация, предприятие или индивидуальный предприниматель, а так же самозанятые граждане.
Все экскурсионно-образовательные программы, представленные для Каталога, классифицируются по классам и предметам.
На каждую экскурсионно-образовательную программу составляется заявка по следующим разделам (Приложение 4):
Тема урока – в рамках программы и внеурочные.
Форма проведения – как инновационные, так и стандартные.
Количество человек в группе – от 3 чел.
Класс(ы) – любой класс, а так же дети дошкольного возраста или студенты.
Продолжительность - от 30 минут до нескольких дней (образовательные маршруты)
Предмет(ы) - по любому предмету, а так же совмещённые - по нескольким предметам сразу
Место проведения – помещение, улица, совмещение того и другого.
Адрес, контакты для заказа – обязательное условие для размещения в Каталоге.
Краткое описание образовательной программы –  для печатного варианта Каталога не более 800 знаков (с пробелами).
Ссылка на электронный вариант информации о программе – для электронного варианта Каталога.
Фото - фотоиллюстрации к программе вставляются в карточку в сжатом варианте и прикладываются к заявке в оригинальном формате.
Дополнительные сведения, примечания – иная полезная информация
 
Заявки на участие в Каталоге принимаются до 1 июня 2020 года.
 
Заявленная экскурсионно-образовательная программа, утверждается для публикации в каталоге экспертами Научно-методического совета проекта «Смоленские уроки»
 
Выпуск Каталога запланирован на конец августа 2020 года.
 
Плановый тираж Каталога – 2000 экземпляров.
 
Каталог передаётся в образовательные учреждения, музеи, туристские компании и гостиницы Смоленской области, а так же в другие учреждения сферы образования и туризма регионов России и Белоруссии.
 
С уважением,
Руководитель проекта «Смоленские уроки»  Елена Леонидовна Агафонова