Краткое описание проекта "Смоленские уроки"
Дата публикации: 31.01.2020 12:00
Письмо-инструкция № 1
по реализации проекта «Смоленские уроки»
-
Цели, задачи и участники проекта «Смоленские уроки»
Межрегиональный проект Смоленского краеведческого общества «Смоленские уроки» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов с 01.11.2019 г. по 31.11.2020 г. и является частью большого регионального проекта «Гостеприимная Смоленщина».
Цель проекта: создание на территории Смоленской области научно-методической экспериментальной площадки по изучению и классификации, а так же разработке и апробации качественных экскурсионно-образовательных программ, основанных на краеведческом материале.
Для достижения поставленной цели в рамках проекта «Смоленские уроки» необходимо:
-
Собрать и обучить рабочую группу из специалистов и экспертов по разработке экскурсионно-образовательных программ на территории Смоленской области.
-
В рамках Лаборатории образовательного туризма разработать и апробировать комплекс современных образовательных программ и туристско-экскурсионных маршрутов, а так же опубликовать научно-методические и информационные материалы по созданным экскурсионно-образовательным программам.
-
Собрать, обработать и опубликовать в Каталоге «Смоленские уроки» максимальное количество действующих на территории Смоленской области экскурсионно-образовательных программ.
В проекте принимают участие: учителя истории, экскурсоводы, сотрудники музеев, краеведы и учёные Смоленской области, а так же эксперты и участники межрегионального проекта «Живые уроки» из Тверской области. В качестве «Заказчика» экскурсионно-образовательных программ в проекте выступает педагогический коллектив школы № 12, а в качестве «Исполнителей» могут выступить все желающие, готовые к апробации и дальнейшей реализации экскурсионно-образовательных программ.
-
Лаборатория образовательного туризма
Лаборатория образовательного туризма (далее – Лаборатория) организованна в рамках проекта «Смоленские уроки» на базе МБОУ «Средняя школа № 12» города Смоленска и Филиала Государственного центрального музея современной истории России Мемориальный комплекс «Катынь».
Координатор Лаборатории – Светлана Александровна Щербакова, тел. 8 910 117 01 18
В качестве пилотных направлений работы Лаборатории на 2020 год определены три комплекса экскурсионно-образовательных программ для трёх возрастных групп:
- для группы от 14 до 19 лет - комплекс программ, посвящённых Второй мировой и Великой отечественной войнам «Смоленские дороги памяти»;
- для группы от 10 до 13 лет – комплекс этнографических программ «Смоленские узоры»;
- для группы детей с 4 до 9 лет – комплекс литературно-краеведческих и анимационных программ «Смоленские сказки».
Комплекс экскурсионно-образовательных программ состоит из нескольких взаимосвязанных между собой образовательных программ (интерактивных уроков), объединённых в один маршрут с экскурсионным сопровождением, а также рабочими тетрадями, дополнительным информационно-методическим пособием для участников и научно-методическим пособием для разработчиков и организаторов экскурсионно-образовательных программ по одному из трёх направлений, которые указаны выше.
Алгоритм создания комплекса экскурсионно-образовательных программ
по одному направлению
1. Анализ стандартных школьных образовательных программ и отбор тем уроков по различным предметам, соответствующих выбранным направлениям и возрастным категориям учащихся (Приложение 1).
2. Отбор тем уроков по разным школьным предметам для разработки и апробации в рамках Лаборатории образовательного туризма, а также составление Планов данных уроков (Приложение 2).
3. Проектно-аналитический семинар (мозговой штурм) по одному направлению на примере 3 – 4 тем уроков по разным предметам. Необходимо предварительно подать заявку для участия в семинаре.
Основная задача семинара – знакомство с образовательными технологиями, рассчитанными на определённую возрастную категорию учащихся и разработка вариантов применения данных технологий при проведении образовательных программ (интерактивных уроков).
4. Самостоятельное проведение участниками проекта аналогичных проектно-аналитических семинаров в своих учреждениях или муниципальных образованиях для определения возможных вариантов экскурсионно-образовательных программ по предложенным темам.
Для дальнейшего включения, предлагаемых программ в туристско-экскурсионные маршруты, рационально разработать одновременно не менее 2-х программ, которые:
- рассчитаны на одну возрастную категорию участников;
- рассчитаны на одинаковое количество участников;
- одинаковы по продолжительности (30 - 60 мин.);
- дополняют друг друга и могут проводиться в любой последовательности;
- имеют возможность проходить одновременно, учитывая место проведения и наличие персонала.
5. Оформление и подача заявок для апробации программы в рамках Лаборатории по выбранному направлению (Приложение 3).
6. Обработка заявок, формирование графика и маршрутов апробаций.
7. Разработка, заявленных экскурсионно-образовательных программ по одному из трех направлений и рабочих тетрадей к ним. Отправка участниками проекта заданий, предлагаемых для рабочих тетрадей и их апробация на базовых площадках «Исполнителей».
8. Отправка, разработанных тематических планов руководителям Лаборатории и членам Научно-методического совета для ознакомления и корректировки.
9. Апробация, разработанных экскурсионно-образовательных программ, согласно составленного ранее графика. Тестирование пробных образовательных программ, фото и видео-фиксация их проведения. Анализ результатов апробации.
10. Презентационный семинар по итогам апробаций образовательных программ по одному направлению.
11. Доработка образовательных программ и рабочих тетрадей, в соответствии с замечаниями, передача готовых материалов в Лабораторию образовательного туризма. Составление методических пособий для разработчиков и организаторов экскурсионно-образовательных программ по одному из направлений.
12. Публикация рабочих тетрадей и дополнительных информационно-методических пособий для участников экскурсионно-образовательных программ.
13. Презентация комплексов экскурсионно-образовательных программ по трём направлениям на итоговом мероприятии проекта «Смоленские уроки».
График работы Лаборатория образовательного туризма
Месяц
|
Смоленские дороги памяти
|
Смоленские узоры
|
Смоленские сказки
|
Январь
|
Комплектование команды, определение тем, написание планов уроков
|
|
|
Февраль
|
Проектно-аналитический семинар
(образовательные технологии для работы с учащимися 14+)
Подача заявок на участие
|
Комплектование команды, определение тем, написание планов уроков
|
|
Март
|
Разработка, корректировка.
Апробация, тестирование
|
Проектно-аналитический семинар
(образовательные технологии для работы с учащимися 10+)
Подача заявок на участие
|
Комплектование команды, определение тем, написание планов уроков
|
Апрель
|
Апробация, тестирование.
Презентационный семинар.
Доработка, публикация рабочих тетрадей
|
Разработка, корректировка.
Апробация, тестирование
|
Проектно-аналитический семинар
(образовательные технологии для работы с учащимися 4+)
Подача заявок на участие
|
Май
|
|
Апробация, тестирование.
Презентационный семинар.
Доработка, публикация рабочих тетрадей
|
Разработка, корректировка.
Апробация, тестирование
|
Июнь
|
|
|
Апробация, тестирование.
Презентационный семинар.
Доработка, публикация рабочих тетрадей
|
Июль |
Подведение итогов работы Лаборатории образовательного туризма |
-
Каталог экскурсионно-образовательных программ и маршрутов «Смоленские уроки»
Основная задача: формирование банка экскурсионно-образовательных программ и туристско-образовательных маршрутов на территории Смоленской области и их дальнейшая публикация.
Координатор – Агафонова Елена Леонидовна, тел. 8 905160 45 58
Подать заявку на размещение в Каталоге «Смоленские уроки» одной и более экскурсионно-образовательных, анимационных, интерактивных и прочих видов программ, может любое бюджетное учреждение, коммерческая или некоммерческая организация, предприятие или индивидуальный предприниматель, а так же самозанятые граждане.
Все экскурсионно-образовательные программы, представленные для Каталога, классифицируются по классам и предметам.
На каждую экскурсионно-образовательную программу составляется заявка по следующим разделам (Приложение 4):
Тема урока – в рамках программы и внеурочные.
Форма проведения – как инновационные, так и стандартные.
Количество человек в группе – от 3 чел.
Класс(ы) – любой класс, а так же дети дошкольного возраста или студенты.
Продолжительность - от 30 минут до нескольких дней (образовательные маршруты)
Предмет(ы) - по любому предмету, а так же совмещённые - по нескольким предметам сразу
Место проведения – помещение, улица, совмещение того и другого.
Адрес, контакты для заказа – обязательное условие для размещения в Каталоге.
Краткое описание образовательной программы – для печатного варианта Каталога не более 800 знаков (с пробелами).
Ссылка на электронный вариант информации о программе – для электронного варианта Каталога.
Фото - фотоиллюстрации к программе вставляются в карточку в сжатом варианте и прикладываются к заявке в оригинальном формате.
Дополнительные сведения, примечания – иная полезная информация
Заявки на участие в Каталоге принимаются до 1 июня 2020 года.
Заявленная экскурсионно-образовательная программа, утверждается для публикации в каталоге экспертами Научно-методического совета проекта «Смоленские уроки»
Выпуск Каталога запланирован на конец августа 2020 года.
Плановый тираж Каталога – 2000 экземпляров.
Каталог передаётся в образовательные учреждения, музеи, туристские компании и гостиницы Смоленской области, а так же в другие учреждения сферы образования и туризма регионов России и Белоруссии.
С уважением,
Руководитель проекта «Смоленские уроки» Елена Леонидовна Агафонова