МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "СМОЛЕНСКИЕ УРОКИ"
Победитель конкурса проектов Фонда президентских грантов
О проекте
О проекте
  1. Цели, задачи и участники проекта «Смоленские уроки»

Межрегиональный проект Смоленского краеведческого общества «Смоленские уроки» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов с 01.11.2019 г. по 31.11.2020 г. и является частью большого регионального проекта «Гостеприимная Смоленщина».  

Цель проекта: создание на территории Смоленской области научно-методической экспериментальной площадки по изучению и классификации, а так же разработке и апробации качественных экскурсионно-образовательных программ, основанных на краеведческом материале.

Для достижения поставленной цели в рамках проекта «Смоленские уроки» необходимо:

  1. Собрать и обучить рабочую группу из специалистов и экспертов по разработке экскурсионно-образовательных программ на территории Смоленской области.

  2. В рамках Лаборатории образовательного туризма разработать и апробировать комплекс современных образовательных программ и туристско-экскурсионных маршрутов, а так же опубликовать научно-методические и информационные материалы по созданным экскурсионно-образовательным программам.

  3. Собрать, обработать и опубликовать в Каталоге «Смоленские уроки» максимальное количество действующих на территории Смоленской области экскурсионно-образовательных программ.

В проекте принимают участие: учителя истории, экскурсоводы, сотрудники музеев, краеведы и учёные Смоленской области, а так же эксперты и участники межрегионального проекта «Живые уроки» из Тверской области. В качестве «Заказчика» экскурсионно-образовательных программ в проекте выступает педагогический коллектив школы № 12, а в качестве «Исполнителей» могут выступить все желающие, готовые к апробации и дальнейшей реализации экскурсионно-образовательных программ.

Стартовал проект "Смоленские уроки"

6 декабря стартовал проект Смоленского краеведческого общества "Смоленские уроки", получивший поддержку Фонда президентских грантов.  Первым мероприятие проекта стал Межрегиональный научно-практический семинар «Образовательный туризм: проблемы и  перспективы развития»Подробно>

CD7A8748

Проект "Смоленские уроки" презентован участникам IV Межрегиональной с международным участием научно-практической конференции «Образовательная миссия музея XXI века: новая музейная парадигма»

Проект Смоленского краеведческого общества «Смоленские уроки», получивший поддержку Фонда президентских грантов, 17 декабря был представлен его руководителем  Еленой Агафоновой на IV Межрегиональной с международным участием научно-практической конференции «Образовательная миссия музея XXI века: новая музейная парадигма».   

 ПРОГРАММА конференции >

Конференция организована Смоленским областным  институтом  развития образования и смоленским региональным отделением общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание». Подробно>

IMG_5833

Выездной семинар-практикум "Живые уроки Тверской области"

Команда проекта «Смоленские уроки» с 24 по 26 января выехала в Тверскую область для знакомства с опытом участия тверских коллег по проекту «Живые уроки». В составе смоленской делегации представители туриндустрии, Смоленского краеведческого общества, педагогического коллектива школы 12 города Смоленска и муниципальных команд Народных центров гостеприимства. ПОДРОБНО>

ФОТОАЛЬБОМ>

20.Тверь 24.01.2020

ЛАБОРАТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Экспериментальная площадка по разработке интерактивных образовательных программ (уроков) на базе краеведческого материала.
Положение о Лаборатории образовательного туризма проекта "Смоленские уроки"

    Основной целью деятельности Лаборатории является изучение научных исследований и успешных практик в области образовательного туризма, обобщение регионального опыта и поиск наиболее эффективных моделей развития образовательного туризма на территории Смоленской области.

   В рамках проекта «Смоленские уроки» перед участниками и руководителями Лаборатории поставлены задачи поиску путей развития образовательного туризма на территории Смоленской области, созданию экскурсионно-образовательных программ и проектированию туристско-образовательных маршрутов по Смоленской области, а так же оказанию информационно-консультативных услуг по развитию образовательного туризма.
 

Читать ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПОЛОЖЕНИЯ                                   Скачать ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПОЛОЖЕНИЯ

О Лаборатории
О Лаборатории
Лаборатория образовательного туризма (далее – Лаборатория) организованна в рамках проекта «Смоленские уроки» на базе МБОУ «Средняя школа № 12» города Смоленска и Филиала Государственного центрального музея современной истории России Мемориальный комплекс «Катынь».
Координатор Лаборатории – Светлана Александровна Щербакова, тел. 8 910 117 01 18
 
В качестве пилотных направлений работы Лаборатории на 2020 год определены три комплекса экскурсионно-образовательных программ для трёх возрастных групп:
- для группы от 14 до 19 лет  - комплекс программ, посвящённых Второй мировой и Великой отечественной войнам "Смоленские дороги памяти";
- для группы от 10 до 13 лет – комплекс этнографических программ "Смоленские узоры";
- для группы детей с 4 до 9 лет – комплекс литературно-краеведческих и анимационных программ "Смоленские сказки".
 
Комплекс экскурсионно-образовательных программ состоит из нескольких взаимосвязанных между собой образовательных программ (интерактивных уроков), объединённых в один маршрут с экскурсионным сопровождением, а также рабочими тетрадями, дополнительным информационно-методическим пособием для участников и научно-методическим пособием для разработчиков и организаторов экскурсионно-образовательных программ по одному из трёх направлений, которые указаны выше.
 
Алгоритм создания комплекса экскурсионно-образовательных программ по одному направлению
 
1. Анализ стандартных школьных образовательных программ и отбор тем уроков по различным предметам, соответствующих выбранным направлениям и возрастным категориям учащихся (Приложение 1).

2. Отбор тем уроков по разным школьным предметам для разработки и апробации в рамках Лаборатории образовательного туризма, а также составление Планов данных уроков (Приложение 2).

3. Проектно-аналитический семинар (мозговой штурм) по одному направлению на примере 3 – 4 тем уроков по разным предметам. Необходимо предварительно подать заявку для участия в семинаре.

Основная задача семинара - знакомство с образовательными технологиями, рассчитанными на определённую возрастную категорию учащихся и разработка вариантов применения данных технологий при  проведении образовательных программ (интерактивных уроков).

4. Самостоятельное проведение участниками проекта аналогичных проектно-аналитических семинаров в своих учреждениях или муниципальных образованиях для определения возможных вариантов экскурсионно-образовательных программ по предложенным темам.

Для дальнейшего включения, предлагаемых программ в туристско-экскурсионные маршруты, рационально разработать одновременно  не менее 2-х программ, которые:
- рассчитаны на одну возрастную категорию участников;
- рассчитаны на одинаковое количество участников;
- одинаковы по продолжительности (30 - 60 мин.);
- дополняют друг друга и могут проводиться в любой последовательности;
- имеют возможность проходить одновременно, учитывая место проведения и наличие персонала.

5. Оформление и подача заявок для апробации программы в рамках  Лаборатории по выбранному направлению (Приложение 3). 

6. Обработка заявок, формирование графика и маршрутов апробаций.

7. Разработка, заявленных экскурсионно-образовательных программ по одному из трех направлений и рабочих тетрадей к ним. Отправка участниками проекта заданий, предлагаемых для рабочих тетрадей и их апробация на базовых площадках «Исполнителей».

8. Отправка, разработанных тематических планов руководителям Лаборатории и членам Научно-методического совета для ознакомления и корректировки.

9. Апробация, разработанных экскурсионно-образовательных программ, согласно составленного ранее графика. Тестирование пробных образовательных программ, фото и видео-фиксация  их проведения. Анализ результатов апробации.

10. Презентационный семинар по итогам апробаций образовательных программ по одному направлению.

11. Доработка образовательных программ и рабочих тетрадей, в соответствии с замечаниями, передача готовых материалов в Лабораторию образовательного туризма. Составление методических пособий для разработчиков и организаторов экскурсионно-образовательных программ по одному из направлений.

12. Публикация рабочих тетрадей и дополнительных информационно-методических пособий для участников экскурсионно-образовательных программ.

13. Презентация комплексов экскурсионно-образовательных программ по трём направлениям на итоговом мероприятии проекта «Смоленские уроки».

В рамках проекта "Смоленские уроки" свою работу начинает Лаборатория образовательного туризма

Фонд ПГлоготип логоСмолуроки

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Приглашаем Вас принять участие в работе первого проектно-аналитического семинара Лаборатории образовательного туризма «Смоленские уроки»,
который состоится 19 февраля 2020 года
 
Семинар посвящён разработке комплекса экскурсионно-образовательных программ «СМОЛЕНСКИЕ ДОРОГИ ПАМЯТИ» для учащихся старше 14 лет. Подробно>
Семинар по направлению "СМОЛЕНСКИЕ ДОРОГИ ПАМЯТИ"
 СмолУрок 1
19 февраля в рамках проекта-победителя конкурса президентских грантов "Смоленские уроки" свою работу начала Лаборатория образовательного туризма. Первый семинар был посвящён технологиям разработки и проведения образовательных программ по направлению "Смоленские дороги памяти" для учащихся старше 14 лет.
   Открыла семинар руководитель проектов "Гостеприимная Смоленщина" и "Смоленские уроки", заместитель директора Мемориального комплекса "Катынь" Елена Леонидовна Агафонова.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

03

 

 

 

 

 

 

 

Об открытии нового музея "Смоленская крепостная стена" и перспективах его развития участникам семинара рассказал директор нового музея Сергей Александрович Пиляк.

01

 

 

 

 

 

 

Куратор проектного направления "Смоленские узоры", заместитель директора Средней школы № 12 города Смоленска Лилия Михайловна Попова рассказала об основных видах, современных методах и приёмах образовательных технологий.

13

   Мастер-класс по интерактивному уроку провёл и.о. директора Смоленского областного информационного центра туризма "Смоленский терем" Максим Щегленко.

29

   Следующий час участники семинара под руководством Павла Олеговича Сивикова, учителя истории Средней школы № 12, и семи модераторов, учителей школы № 12, работали в группах. Каждая группа  должна была разработать урок по заданной теме, используя наиболее эффективные интерактивные приёмы на каждом этапе урока.
   Для разработки уроков было выбрано три темы: «Лирика военных лет. Прославление подвига народа и русского солдата» (литература 11 класс), «Начало Великой Отечественной войны» (история 9-11 классы) и «Права и свободы человека и гражданина» (обществознание   8, 9 и 11 классы). 
   Начиная работу с группой, каждый модератор рассказал свой вариант урока на заданную тему, а далее, пользуясь учебниками и методическими материалами группа составила свой план интерактивного музейного урока.
   Итогом семинара стала презентация семи музейных уроков, разработанных за время практикума.

46  42

 
1. Методический материал для разработки урока:

2. Темы уроков для учащихся 7 -11 классов (13 - 19 лет), предлагаемые для организации интерактивного учебного занятия (музейного урока), по направлению «Смоленские дороги памяти»

3. Планы-конспекты уроков, предложенные модераторами групп, и варианты заданий для рабочих тетрадей:
Тема 1: Лирика военных лет (Литература)
Тема 2: Начало Великой Отечественной войны (История)
Тема 3: Права и свободы человека и гражданина (Обществознание)
#ГостеприимнаяСмоленщина #СмоленскиеУроки #ФондПрезедентскихГрантов
Лаборатория образовательного туризма продолжает свою работу

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Приглашаем Вас принять участие в работе второго проектно-аналитического семинара Лаборатории образовательного туризма «Смоленские уроки», который состоится 8 апреля 2020 года.  Семинар посвящён разработке комплекса экскурсионно-образовательных программ «СМОЛЕНСКИЕ УЗОРЫ» и образовательным технологиям для работы с учащимися 10 – 13 лет. Подробно>

 

Семинары переносятся, но работа продолжается.

Уважаемые коллеги!

В связи с объявлением  карантина очные семинары по проекту "Смоленские уроки", запланированные ранее на 8 и 29 апреля,  переносятся на неопределённый срок но работа по созданию Каталога образовательных программ продолжается.Подробно>

Для информации:

2662_x922

 

 

ural2

Сайты проекта "Урал для школы"

Методические материалы по направлению "СМОЛЕНСКИЕ УЗОРЫ"
СмолУрок 2
 
 
 
 
 
 
 
 
Уважаемые друзья, коллеги и партнёры проекта "Смоленские уроки"!8888
  К сожалению, в связи с карантинными мероприятиями, мы не смогли встретиться с Вами на втором семинаре Лаборатории образовательного туризма, посвящённом интерактивным образовательным программа (музейным урокам) для учащихся 5 - 7 классов по направлению "Смоленские узоры".
  Мы подготовили для Вас пакет методических материалов, которые помогут при разработке Ваших авторских образовательных  программ.
  Тестирование программ пройдёт осенью 2020 года. К этому времени, при желании, Вы успеете подготовить образовательные программы по нескольким направлениям и в заявке на их тестирование (апробацию) для двух групп одновременно, можно будет скомбинировать две программы разных направлений и рассчитанных на различный возраст. 
   Все авторские программы (уроки), пошедшие апробацию, войдут в общий каталог "Смоленские уроки".
 
Методические материалы по направлению "Смоленские узоры"
  1. Планы-конспекты уроков, предлагаемых для разработки и апробации, и задания для рабочих тетрадей к ним:
Тема 1: Многообразие животного мира. Обобщение знаний
Биология, 5 класс
 
Тема 2: «Папоротники в этнографии и фольклоре Смоленщины»
Биология, 6 класс
 
Тема 3: «Н.С. Лесков. «Левша» Гордость Н.С. Лескова за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм»
Литература, 6 класс
 
Тема 4: Легенды и предания Смоленского края
Литература, 7 класс
 
Тема 5: Разгар Смуты. Власть и народ.
История России, 7 класс
 
Тема 6: Семья – хранитель духовных ценностей
ОДНКНР, 5 класс
Методические материалы по направлению "СМОЛЕНСКИЕ СКАЗКИ"

СмолУрок 3

Дорогие друзья, коллеги и партнёры проекта «Смоленские уроки»!

   Не смотря на режим самоизоляции работа по проекту «Смоленские уроки» не останавливалась и далее продолжается в активном режиме.
   Завершается приём заявок для участия в Каталоге образовательных программ «Смоленские уроки» (до 1 июня). Как и планировалось ранее, сначала весь каталог будет опубликован на сайте Смоленского областного краеведческого общества http://smolenskkraeved.ru/. У всех участников будет возможность сравнить программы, откорректировать тексты и заменить, добавить фотографии. 
   В Каталог следует включать и те программы, которые вы готовите на апробацию в рамках Лаборатории образовательного туризма.
   Предлагаем познакомиться с пакетом методических материалов, предложенных нашим «педсоветом» по созданию образовательных программ для учащихся начальных классов по направлению «СМОЛЕНСКИЕ СКАЗКИ».
    В связи с введением карантинных мер тестирование всех программ будет проходить после открытия музеев на территории Смоленской области. 
   Часть программ можно будет апробировать в июле - августе только с членами научно-методического совета, участниками проекта и/или группой детей в 2 - 3 человека. Нужно протестировать рабочие тетради, чтобы начать их издание, а так же рассмотреть технологические и логистические варианты проведения образовательных программ с точки зрения педагогической и туристско-экскурсионной деятельности. 
   Возможны и онлайн варианты тестирования музейных программ, по предложенным педагогами темам, или видеозапись проведения программы, например сотрудниками для своих же детей или сотрудников.
   Ждём Ваших заявок на участие в апробации экспериментальных образовательных программ по всем трём направлениям проекта "Смоленские уроки". Способ и сроки проведения тестовых программ будем обсуждать индивидуально.
   Если в сентябре - октябре не будет второй волны эпидемии, то проведём тестирование, как задумывали, сразу по 2 класса детей. Если такой возможности не появится, то попробуем перенести всё в онлайн формат.

Методические материалы по направлению "Смоленские сказки"

1. Методические рекомендации
2. Структура и приёмы урока в начальной школе
3. Дополнительные темы уроков, предлагаемые по направлению «Смоленские сказки»

4. Планы-конспекты уроков, предлагаемых для разработки и апробации, и задания для рабочих тетрадей к ним:

Тема 1 Малые жанры устного народного творчества. Загадка.
 
Тема 2: Образы животных в сказках
 
Тема 3: Геометрический орнамент на бумажной тарелочке (мастер-класс)
Технология, 2 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
 
Тема 4: Виды сказок, их составные части
Литературное чтение, 3 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

 
Тема 5: Новый жанр русской народной сказки. Докучные сказки.
 
Тема 6: Живая и неживая природа
 
Тема 7: Народная кукла-игрушка, оберег своими руками (мастер-класс)
Технология, 4 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
КАТАЛОГ ЭКСКУРСИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Классифицированные по классам и предметам интерактивные программы и маршруты, предлагаемые на территории Смоленской области
О Каталоге
О Каталоге

Основная задача: формирование банка экскурсионно-образовательных программ и туристско-образовательных маршрутов на территории Смоленской области и их дальнейшая публикация.

Координатор – Агафонова Елена Леонидовна, тел. 8 905160 45 58

ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ "СМОЛЕНСКИЕ УРОКИ">

Подать заявку на размещение в Каталоге «Смоленские уроки» одной и более экскурсионно-образовательных, анимационных, интерактивных и прочих видов программ, может любое бюджетное учреждение, коммерческая или некоммерческая организация, предприятие или индивидуальный предприниматель, а так же самозанятые граждане.

Все экскурсионно-образовательные программы, представленные для Каталога, классифицируются по классам и предметам.

На каждую экскурсионно-образовательную программу составляется заявка по следующим разделам (Приложение 4):

Тема урока – в рамках программы и внеурочные.
Форма проведения – как инновационные, так и стандартные.
Количество человек в группе – от 3 чел.
Класс(ы) – любой класс, а так же дети дошкольного возраста или студенты.
Продолжительность - от 30 минут до нескольких дней (образовательные маршруты)
Предмет(ы) - по любому предмету, а так же совмещённые - по нескольким предметам сразу
Место проведения – помещение, улица, совмещение того и другого.
Адрес, контакты для заказа – обязательное условие для размещения в Каталоге.
Краткое описание образовательной программы –  для печатного варианта Каталога не более 800 знаков (с пробелами).
Ссылка на электронный вариант информации о программе – для электронного варианта Каталога.
Фото - фотоиллюстрации к программе вставляются в карточку в сжатом варианте и прикладываются к заявке в оригинальном формате.
Дополнительные сведения, примечания – иная полезная информация

Заявки на участие в Каталоге принимаются до 1 июня 2020 года.

Заявленная экскурсионно-образовательная программа, утверждается для публикации в каталоге экспертами Научно-методического совета проекта «Смоленские уроки»

Выпуск Каталога запланирован на конец августа 2020 года.

Плановый тираж Каталога – 2000 экземпляров.

Каталог передаётся в образовательные учреждения, музеи, туристские компании и гостиницы Смоленской области, а так же в другие учреждения сферы образования и туризма регионов России и Белоруссии.

В качестве примераКаталога "Московские уроки для юных туристов"

1 (1)

НАШИ ПАРТНЁРЫ