МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "СМОЛЕНСКИЕ УРОКИ"
Победитель конкурса проектов Фонда президентских грантов
О проекте
О проекте
  1. Цели, задачи и участники проекта «Смоленские уроки»

Межрегиональный проект Смоленского краеведческого общества «Смоленские уроки» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов с 01.11.2019 г. по 31.11.2020 г. и является частью большого регионального проекта «Гостеприимная Смоленщина».  

Цель проекта: создание на территории Смоленской области научно-методической экспериментальной площадки по изучению и классификации, а так же разработке и апробации качественных экскурсионно-образовательных программ, основанных на краеведческом материале.

Для достижения поставленной цели в рамках проекта «Смоленские уроки» необходимо:

  1. Собрать и обучить рабочую группу из специалистов и экспертов по разработке экскурсионно-образовательных программ на территории Смоленской области.

  2. В рамках Лаборатории образовательного туризма разработать и апробировать комплекс современных образовательных программ и туристско-экскурсионных маршрутов, а так же опубликовать научно-методические и информационные материалы по созданным экскурсионно-образовательным программам.

  3. Собрать, обработать и опубликовать в Каталоге «Смоленские уроки» максимальное количество действующих на территории Смоленской области экскурсионно-образовательных программ.

В проекте принимают участие: учителя истории, экскурсоводы, сотрудники музеев, краеведы и учёные Смоленской области, а так же эксперты и участники межрегионального проекта «Живые уроки» из Тверской области. В качестве «Заказчика» экскурсионно-образовательных программ в проекте выступает педагогический коллектив школы № 12, а в качестве «Исполнителей» могут выступить все желающие, готовые к апробации и дальнейшей реализации экскурсионно-образовательных программ.

Стартовал проект "Смоленские уроки"

6 декабря стартовал проект Смоленского краеведческого общества "Смоленские уроки", получивший поддержку Фонда президентских грантов.  Первым мероприятие проекта стал Межрегиональный научно-практический семинар «Образовательный туризм: проблемы и  перспективы развития»Подробно>

CD7A8748

Проект "Смоленские уроки" презентован участникам IV Межрегиональной с международным участием научно-практической конференции «Образовательная миссия музея XXI века: новая музейная парадигма»

Проект Смоленского краеведческого общества «Смоленские уроки», получивший поддержку Фонда президентских грантов, 17 декабря был представлен его руководителем  Еленой Агафоновой на IV Межрегиональной с международным участием научно-практической конференции «Образовательная миссия музея XXI века: новая музейная парадигма».   

 ПРОГРАММА конференции >

Конференция организована Смоленским областным  институтом  развития образования и смоленским региональным отделением общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание». Подробно>

IMG_5833

Выездной семинар-практикум "Живые уроки Тверской области"

Команда проекта «Смоленские уроки» с 24 по 26 января выехала в Тверскую область для знакомства с опытом участия тверских коллег по проекту «Живые уроки». В составе смоленской делегации представители туриндустрии, Смоленского краеведческого общества, педагогического коллектива школы 12 города Смоленска и муниципальных команд Народных центров гостеприимства. ПОДРОБНО>

ФОТОАЛЬБОМ>

20.Тверь 24.01.2020

ЛАБОРАТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Экспериментальная площадка по разработке интерактивных образовательных программ (уроков) на базе краеведческого материала.
О Лаборатории
О Лаборатории
Лаборатория образовательного туризма (далее – Лаборатория) организованна в рамках проекта «Смоленские уроки» на базе МБОУ «Средняя школа № 12» города Смоленска и Филиала Государственного центрального музея современной истории России Мемориальный комплекс «Катынь».
Координатор Лаборатории – Светлана Александровна Щербакова, тел. 8 910 117 01 18
 
В качестве пилотных направлений работы Лаборатории на 2020 год определены три комплекса экскурсионно-образовательных программ для трёх возрастных групп:
- для группы от 14 до 19 лет  - комплекс программ, посвящённых Второй мировой и Великой отечественной войнам «Смоленские дороги памяти»;
- для группы от 10 до 13 лет – комплекс этнографических программ «Смоленские узоры»;
- для группы детей с 4 до 9 лет – комплекс литературно-краеведческих и анимационных программ «Смоленские сказки».
 
 Комплекс экскурсионно-образовательных программ состоит из нескольких взаимосвязанных между собой образовательных программ (интерактивных уроков), объединённых в один маршрут с экскурсионным сопровождением, а также рабочими тетрадями, дополнительным информационно-методическим пособием для участников и научно-методическим пособием для разработчиков и организаторов экскурсионно-образовательных программ по одному из трёх направлений, которые указаны выше.
 
Алгоритм создания комплекса экскурсионно-образовательных программ
 по одному направлению
 
1. Анализ стандартных школьных образовательных программ и отбор тем уроков по различным предметам, соответствующих выбранным направлениям и возрастным категориям учащихся (Приложение 1).
2. Отбор тем уроков по разным школьным предметам для разработки и апробации в рамках Лаборатории образовательного туризма, а также составление Планов данных уроков (Приложение 2).
3. Проектно-аналитический семинар (мозговой штурм) по одному направлению на примере 3 – 4 тем уроков по разным предметам. Необходимо предварительно подать заявку для участия в семинаре.
Основная задача семинара – знакомство с образовательными технологиями, рассчитанными на определённую возрастную категорию учащихся и разработка вариантов применения данных технологий при  проведении образовательных программ (интерактивных уроков).
4. Самостоятельное проведение участниками проекта аналогичных проектно-аналитических семинаров в своих учреждениях или муниципальных образованиях для определения возможных вариантов экскурсионно-образовательных программ по предложенным темам.
Для дальнейшего включения, предлагаемых программ в туристско-экскурсионные маршруты, рационально разработать одновременно  не менее 2-х программ, которые:
- рассчитаны на одну возрастную категорию участников;
- рассчитаны на одинаковое количество участников;
- одинаковы по продолжительности (30 - 60 мин.);
- дополняют друг друга и могут проводиться в любой последовательности;
- имеют возможность проходить одновременно, учитывая место проведения и наличие персонала.
5. Оформление и подача заявок для апробации программы в рамках  Лаборатории по выбранному направлению (Приложение 3). 
6. Обработка заявок, формирование графика и маршрутов апробаций.
7. Разработка, заявленных экскурсионно-образовательных программ по одному из трех направлений и рабочих тетрадей к ним. Отправка участниками проекта заданий, предлагаемых для рабочих тетрадей и их апробация на базовых площадках «Исполнителей».
8. Отправка, разработанных тематических планов руководителям Лаборатории и членам Научно-методического совета для ознакомления и корректировки.
9. Апробация, разработанных экскурсионно-образовательных программ, согласно составленного ранее графика. Тестирование пробных образовательных программ, фото и видео-фиксация  их проведения. Анализ результатов апробации.
10. Презентационный семинар по итогам апробаций образовательных программ по одному направлению.
11. Доработка образовательных программ и рабочих тетрадей, в соответствии с замечаниями, передача готовых материалов в Лабораторию образовательного туризма. Составление методических пособий для разработчиков и организаторов экскурсионно-образовательных программ по одному из направлений.
12. Публикация рабочих тетрадей и дополнительных информационно-методических пособий для участников экскурсионно-образовательных программ.
13. Презентация комплексов экскурсионно-образовательных программ по трём направлениям на итоговом мероприятии проекта «Смоленские уроки».
График работы Лаборатория образовательного туризма
Месяц
Смоленские дороги памяти
Смоленские узоры
Смоленские сказки
Январь
Комплектование команды, определение тем, написание планов уроков
 
 
Февраль
Проектно-аналитический семинар
(образовательные технологии для работы с учащимися 14+)
Подача заявок на участие
Комплектование команды, определение тем, написание планов уроков
 
Март
Разработка, корректировка.
Апробация, тестирование
Проектно-аналитический семинар
(образовательные технологии для работы с учащимися 10+)
Подача заявок на участие
Комплектование команды, определение тем, написание планов уроков
Апрель
Апробация, тестирование.
Презентационный семинар.
Доработка, публикация рабочих тетрадей
Разработка, корректировка.
Апробация, тестирование
Проектно-аналитический семинар
(образовательные технологии для работы с учащимися 4+)
Подача заявок на участие
Май
 
Апробация, тестирование.
Презентационный семинар.
Доработка, публикация рабочих тетрадей
Разработка, корректировка.
Апробация, тестирование
Июнь
 
 
Апробация, тестирование.
Презентационный семинар.
Доработка, публикация рабочих тетрадей
Июль
Подведение итогов работы Лаборатории образовательного туризма
В рамках проекта "Смоленские уроки" свою работу начинает Лаборатория образовательного туризма

Фонд ПГлоготип логоСмолуроки

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Приглашаем Вас принять участие в работе первого проектно-аналитического семинара Лаборатории образовательного туризма «Смоленские уроки»,
который состоится 19 февраля 2020 года
 
Семинар посвящён разработке комплекса экскурсионно-образовательных программ «СМОЛЕНСКИЕ ДОРОГИ ПАМЯТИ» для учащихся старше 14 лет. Подробно>
Семинар по направлению "СМОЛЕНСКИЕ ДОРОГИ ПАМЯТИ"
 СмолУрок 1
19 февраля в рамках проекта-победителя конкурса президентских грантов "Смоленские уроки" свою работу начала Лаборатория образовательного туризма. Первый семинар был посвящён технологиям разработки и проведения образовательных программ по направлению "Смоленские дороги памяти" для учащихся старше 14 лет.
   Открыла семинар руководитель проектов "Гостеприимная Смоленщина" и "Смоленские уроки", заместитель директора Мемориального комплекса "Катынь" Елена Леонидовна Агафонова.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

03

 

 

 

 

 

 

 

Об открытии нового музея "Смоленская крепостная стена" и перспективах его развития участникам семинара рассказал директор нового музея Сергей Александрович Пиляк.

01

 

 

 

 

 

 

Куратор проектного направления "Смоленские узоры", заместитель директора Средней школы № 12 города Смоленска Лилия Михайловна Попова рассказала об основных видах, современных методах и приёмах образовательных технологий.

13

   Мастер-класс по интерактивному уроку провёл и.о. директора Смоленского областного информационного центра туризма "Смоленский терем" Максим Щегленко.

29

   Следующий час участники семинара под руководством Павла Олеговича Сивикова, учителя истории Средней школы № 12, и семи модераторов, учителей школы № 12, работали в группах. Каждая группа  должна была разработать урок по заданной теме, используя наиболее эффективные интерактивные приёмы на каждом этапе урока.
   Для разработки уроков было выбрано три темы: «Лирика военных лет. Прославление подвига народа и русского солдата» (литература 11 класс), «Начало Великой Отечественной войны» (история 9-11 классы) и «Права и свободы человека и гражданина» (обществознание   8, 9 и 11 классы). 
   Начиная работу с группой, каждый модератор рассказал свой вариант урока на заданную тему, а далее, пользуясь учебниками и методическими материалами группа составила свой план интерактивного музейного урока.
   Итогом семинара стала презентация семи музейных уроков, разработанных за время практикума.

46  42

 
1. Методический материал для разработки урока:

2. Темы уроков для учащихся 7 -11 классов (13 - 19 лет), предлагаемые для организации интерактивного учебного занятия (музейного урока), по направлению «Смоленские дороги памяти»

3. Планы-конспекты уроков, предложенные модераторами групп, и варианты заданий для рабочих тетрадей:
Тема 1: Лирика военных лет (Литература)
Тема 2: Начало Великой Отечественной войны (История)
Тема 3: Права и свободы человека и гражданина (Обществознание)
#ГостеприимнаяСмоленщина #СмоленскиеУроки #ФондПрезедентскихГрантов
Лаборатория образовательного туризма продолжает свою работу

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Приглашаем Вас принять участие в работе второго проектно-аналитического семинара Лаборатории образовательного туризма «Смоленские уроки», который состоится 8 апреля 2020 года.  Семинар посвящён разработке комплекса экскурсионно-образовательных программ «СМОЛЕНСКИЕ УЗОРЫ» и образовательным технологиям для работы с учащимися 10 – 13 лет. Подробно>

 

Семинары переносятся, но работа продолжается.

Уважаемые коллеги!

В связи с объявлением  карантина очные семинары по проекту "Смоленские уроки", запланированные ранее на 8 и 29 апреля,  переносятся на неопределённый срок но работа по созданию Каталога образовательных программ продолжается.Подробно>

Для информации:

2662_x922

 

 

ural2

Сайты проекта "Урал для школы"

Методические материалы по направлению "СМОЛЕНСКИЕ УЗОРЫ"
СмолУрок 2
 
 
 
 
 
 
 
 
Уважаемые друзья, коллеги и партнёры проекта "Смоленские уроки"!8888
  К сожалению, в связи с карантинными мероприятиями, мы не смогли встретиться с Вами на втором семинаре Лаборатории образовательного туризма, посвящённом интерактивным образовательным программа (музейным урокам) для учащихся 5 - 7 классов по направлению "Смоленские узоры".
  Мы подготовили для Вас пакет методических материалов, которые помогут при разработке Ваших авторских образовательных  программ.
  Тестирование программ пройдёт осенью 2020 года. К этому времени, при желании, Вы успеете подготовить образовательные программы по нескольким направлениям и в заявке на их тестирование (апробацию) для двух групп одновременно, можно будет скомбинировать две программы разных направлений и рассчитанных на различный возраст. 
   Все авторские программы (уроки), пошедшие апробацию, войдут в общий каталог "Смоленские уроки".
 
Методические материалы по направлению "Смоленские узоры"
  1. Планы-конспекты уроков, предлагаемых для разработки и апробации, и задания для рабочих тетрадей к ним:
Тема 1: Многообразие животного мира. Обобщение знаний
Биология, 5 класс
 
Тема 2: «Папоротники в этнографии и фольклоре Смоленщины»
Биология, 6 класс
 
Тема 3: «Н.С. Лесков. «Левша» Гордость Н.С. Лескова за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм»
Литература, 6 класс
 
Тема 4: Легенды и предания Смоленского края
Литература, 7 класс
 
Тема 5: Разгар Смуты. Власть и народ.
История России, 7 класс
 
Тема 6: Семья – хранитель духовных ценностей
ОДНКНР, 5 класс
Методические материалы по направлению "СМОЛЕНСКИЕ СКАЗКИ"

СмолУрок 3

Дорогие друзья, коллеги и партнёры проекта «Смоленские уроки»!

   Не смотря на режим самоизоляции работа по проекту «Смоленские уроки» не останавливалась и далее продолжается в активном режиме.
   Завершается приём заявок для участия в Каталоге образовательных программ «Смоленские уроки» (до 1 июня). Как и планировалось ранее, сначала весь каталог будет опубликован на сайте Смоленского областного краеведческого общества http://smolenskkraeved.ru/. У всех участников будет возможность сравнить программы, откорректировать тексты и заменить, добавить фотографии. 
   В Каталог следует включать и те программы, которые вы готовите на апробацию в рамках Лаборатории образовательного туризма.
   Предлагаем познакомиться с пакетом методических материалов, предложенных нашим «педсоветом» по созданию образовательных программ для учащихся начальных классов по направлению «СМОЛЕНСКИЕ СКАЗКИ».
    В связи с введением карантинных мер тестирование всех программ будет проходить после открытия музеев на территории Смоленской области. 
   Часть программ можно будет апробировать в июле - августе только с членами научно-методического совета, участниками проекта и/или группой детей в 2 - 3 человека. Нужно протестировать рабочие тетради, чтобы начать их издание, а так же рассмотреть технологические и логистические варианты проведения образовательных программ с точки зрения педагогической и туристско-экскурсионной деятельности. 
   Возможны и онлайн варианты тестирования музейных программ, по предложенным педагогами темам, или видеозапись проведения программы, например сотрудниками для своих же детей или сотрудников.
   Ждём Ваших заявок на участие в апробации экспериментальных образовательных программ по всем трём направлениям проекта "Смоленские уроки". Способ и сроки проведения тестовых программ будем обсуждать индивидуально.
   Если в сентябре - октябре не будет второй волны эпидемии, то проведём тестирование, как задумывали, сразу по 2 класса детей. Если такой возможности не появится, то попробуем перенести всё в онлайн формат.

Методические материалы по направлению "Смоленские сказки"

1. Методические рекомендации
2. Структура и приёмы урока в начальной школе
3. Дополнительные темы уроков, предлагаемые по направлению «Смоленские сказки»

4. Планы-конспекты уроков, предлагаемых для разработки и апробации, и задания для рабочих тетрадей к ним:

Тема 1 Малые жанры устного народного творчества. Загадка.
 
Тема 2: Образы животных в сказках
 
Тема 3: Геометрический орнамент на бумажной тарелочке (мастер-класс)
Технология, 2 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
 
Тема 4: Виды сказок, их составные части
Литературное чтение, 3 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

 
Тема 5: Новый жанр русской народной сказки. Докучные сказки.
 
Тема 6: Живая и неживая природа
 
Тема 7: Народная кукла-игрушка, оберег своими руками (мастер-класс)
Технология, 4 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
КАТАЛОГ ЭКСКУРСИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Классифицированные по классам и предметам интерактивные программы и маршруты, предлагаемые на территории Смоленской области
О Каталоге
О Каталоге

Основная задача: формирование банка экскурсионно-образовательных программ и туристско-образовательных маршрутов на территории Смоленской области и их дальнейшая публикация.

Координатор – Агафонова Елена Леонидовна, тел. 8 905160 45 58

Подать заявку на размещение в Каталоге «Смоленские уроки» одной и более экскурсионно-образовательных, анимационных, интерактивных и прочих видов программ, может любое бюджетное учреждение, коммерческая или некоммерческая организация, предприятие или индивидуальный предприниматель, а так же самозанятые граждане.

Все экскурсионно-образовательные программы, представленные для Каталога, классифицируются по классам и предметам.

На каждую экскурсионно-образовательную программу составляется заявка по следующим разделам (Приложение 4):

Тема урока – в рамках программы и внеурочные.
Форма проведения – как инновационные, так и стандартные.
Количество человек в группе – от 3 чел.
Класс(ы) – любой класс, а так же дети дошкольного возраста или студенты.
Продолжительность - от 30 минут до нескольких дней (образовательные маршруты)
Предмет(ы) - по любому предмету, а так же совмещённые - по нескольким предметам сразу
Место проведения – помещение, улица, совмещение того и другого.
Адрес, контакты для заказа – обязательное условие для размещения в Каталоге.
Краткое описание образовательной программы –  для печатного варианта Каталога не более 800 знаков (с пробелами).
Ссылка на электронный вариант информации о программе – для электронного варианта Каталога.
Фото - фотоиллюстрации к программе вставляются в карточку в сжатом варианте и прикладываются к заявке в оригинальном формате.
Дополнительные сведения, примечания – иная полезная информация

Заявки на участие в Каталоге принимаются до 1 июня 2020 года.

Заявленная экскурсионно-образовательная программа, утверждается для публикации в каталоге экспертами Научно-методического совета проекта «Смоленские уроки»

Выпуск Каталога запланирован на конец августа 2020 года.

Плановый тираж Каталога – 2000 экземпляров.

Каталог передаётся в образовательные учреждения, музеи, туристские компании и гостиницы Смоленской области, а так же в другие учреждения сферы образования и туризма регионов России и Белоруссии.

В качестве примераКаталога "Московские уроки для юных туристов"

1 (1)

НАШИ ПАРТНЁРЫ