Освящение Поклонного креста и Памятного знака в Николаевском
« НазадНебольшое село Николаевское, расположенное недалеко от Савеева, известно прежде всего тем, что рядом с ним находится источник Казанской иконы Божией Матери. Благодаря стараниям работников цеха тепловых и подземных коммуникаций Смоленской АЭС в 1998 году источник был обустроен и стал одним из почитаемых и часто посещаемых не только жителями и гостями Десногорска, но и всей ближайшей округи.
И вот ещё одно важное событие для всех, кто дорожит историей родного края. 25 ноября 2018 года здесь были освящены Поклонный крест в память о Казанской церкви, и установленный рядом с ним Памятный знак на месте погребения последнего пустынножителя Рославльских лесов старца Дорофея.
Некогда Савеево и Николаевское принадлежали помещикам Шупинским. В 1719 году Иван Петрович Шупинский построил в Савеево деревянную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века храм был упразднен и считался кладбищенским. Приходским стало расположенное в трёх верстах Николаевское. Сёла объединились, Савеево получило второе название – Николаевское. Здесь в 1803 году Алексей Иванович Шупинский построил деревянную церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери с двумя приделами: во имя святителей Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского. В ней хранилась и почитаемая икона Казанской Божьей Матери, обретённая чудесным образом недалеко от Савеева в конце XVIII – начале XIX веков.
В 1902 году Казанский храм был перестроен и по убранству не уступал лучшим городским церквям. После революции 1917 года церковь продолжала действовать. В 1924 году за её регистрацию в Смолгубисполкоме прихожане поставили подписи на 14 листах. Но в 1938 году её всё же закрыли и передали под клуб. Во время Великой Отечественной войны церковь сгорела.
По Божьей воле история Казанской церкви оказалась связанной с историей такого уникального явления религиозной и духовной жизни, как пустынножительство, существовавшего на протяжении нескольких веков в Рославльских лесах. По словам смоленского краеведа, уроженца села Даниловичи, И.И. Орловского, сведения о жизни и высоких молитвенных подвигах рославльских пустынников дали повод современникам и составителям жизнеописаний старцев называть Рославльские леса русской Палестиной. Центром пустынножительства стала пустынь в урочище «Монахов ров» недалеко от Екимовичей (теперь это деревня Старые Екимовичи). Сейчас уже невозможно сосчитать, сколько монахов-отшельников освятили нашу землю молитвами, совершая здесь подвиг веры и благочестия. Последним из них стал отец Дорофей.
Был он родом из Карачева, мирское имя неизвестно. Прибыв в Рославльские леса, поселился на краю Монашеского рва, став послушником и келейным учеником отца Досифея. После 1812 года поселился в 50 саженях от отцов Афанасия и Моисея, на речке Болдачевке.
Во время гонения на пустынножителей в 1825 году отец Дорофей вместе с другими старцами был посажен в Рославльскую тюрьму, где просидел год. После освобождения некоторые старцы разошлись по монастырям, другие были высланы, лишь отец Дорофей вернулся в пустынь. Он поселился недалеко от реки Десны, в 15 верстах от Екимовичей, в лесу помещика Михаила Ивановича Брейера. Имение Брейеров находилось недалеко от деревни Зимницы. Помещик и особенно его мать уважали старца и дали ему приют. Здесь он выстроил себе келью, кормился с небольшого огорода и приношениями почитателей. Занимался ремеслом, особенно любил делать деревянные ложки, которых у него был большой запас. Ослепнув, раздавал их на память своим многочисленным почитателям.
Многие приезжали к нему за благословением и утешением из Москвы и других отдаленных местностей. Преосвященный Антоний Смоленский (племянник митрополита Киевского Филарета), услышав об отце Дорофее, посетил в его келью, чтобы познакомиться с ним. Почитал старца и Сергей Николаевич Шупинский, который даже какое-то время жил рядом с ним в пустыни. Знавший отца Дорофея священник Павел Белавенцев свидетельствует: «Более 30 лет будучи слепцом, он знал весьма хорошо Священное Писание, писания святых отцов и обладал житейской мудростью, которую во всю жизнь не испытывал на практике (т.к. прожил всю жизнь в пустыни). К нему весьма многие притекали за советами и наставлениями в духовной жизни и наслаждались его мудрыми беседами… Строгость своих суждений и взглядов на жизнь и поведение христианина он растворял упованием на бесконечное милосердие Божье, употреблял иногда и шутки, и остроты, но в назидание слушающим». В начале ХХ века И.И. Орловский записал со слов старожилов, что отец Дорофей был благодушен и внимателен ко всем, «характера весьма скромного и уживчивого», со всеми держался просто и с одинаковой прямотой и откровенностью, не различая богатых и бедных, знатных и убогих.
Умер старец Дорофей 13 сентября 1865 г., 85 лет отроду, прожив в Рославльских лесах более 60 лет. Он стал последним из плеяды рославльских старцев, которые духовной мудростью, опытом подвижничества, молитвой привлекали к себе великое множество людей, смягчали сердца, облегчали духовные и телесные недуги, наставляли на истинный путь.
С.Н. Шупинский испросил у преосвященного Антония разрешение похоронить отца Дорофея на своей земле, рядом с родовой усыпальницей. Хоронил его рославльский игумен Анфим с десятью священниками из соседних сел, умершего облекли в схиму. От кельи до храма прах сопровождало множество народа. С.Н. Шупинский установил над могилой богатый мраморный памятник. К месту бывшей кельи, отмеченной оградой с крестом, и к могиле старца долгое время приходили богомольцы, имя его было записано во всех поминальницах прихожан.
И вот уже 80 лет минуло с тех пор, как не стало храма, более полутора столетий отделяет нас от дня кончины старца Дорофея. До недавнего времени лишь основание могильного памятника, который ныне утрачен, и фундаментные рвы бывшего храма могли обратить на себя внимание на заросшей лесом и кустарником местности. Желание привести святое место в надлежащий вид объединило усилия работника Смоленской АЭС И.А. Кириевского и ветерана Смоленской АЭС, члена Смоленского отделения Союза краеведов России Н.А. Гречина, к которым присоединились ветеран Смоленской АЭС В.К. Карпинский, заместитель председателя дачного товарищества «Родничок» А.И. Гороховский и его сосед по даче С.А. Цыганков, а также работники АО «Элерон». Необходимую помощь оказали инициативной группе настоятель храма Воздвижения Креста Господня села Екимовичи иерей Алексий Шевяков и председатель Десногорского Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов И.В. Журавлёв. Реализовать задуманное было бы невозможно без содействия депутата Смоленской областной Думы, директора ООО «Атомтранс» М.В. Лосенко и помощника депутата Смоленской областной Думы, директора ООО «Смоленской АЭС-Сервис» Э.Н. Сеновоза. Работы по обустройству святого места будут продолжены.
Совершив чин освящения Поклонного креста и Памятного камня, настоятель Богородице-Скорбященского собора города Десногорска протоиерей Виталий Сладков выразил сердечную благодарность всем, кто потрудился во благо сохранения ещё одной страницы православной истории нашего края и пожелал им и всем участникам церемонии освящения Божией помощи и молитвенного предстательства старца Дорофея.
Е.С. Гречина, учитель МБОУ «Екимовичская средняя школа»,
член Смоленского отделения Союза краеведов России
В подготовке статьи использованы материалы публикаций об истории сёл Савеево и Николаевское А.И. Иванцова в газете «Рославльская правда» (от 03.11.2006 г. и 07.02.2009 г.), материалы книг «Пустынножительство в Рославльских лесах» И.И. Орловского (Смоленск, 2004) и «Ельнинская земля: православные храмы» иеромонаха Рафаила (Ивочкина) (Смоленск, 2005), а также материалы из семейного архива В.В. Митрущенкова: воспоминания жительницы с. Николаевское Елизаветы Андреевны Титенковой (1898 – 1998) и фотография последнего владельца с. Николаевское К.С. Шупинского и его охранника.
Последний владелец с. Николаевское
К.С. Шупинский (справа) и его охранник. Начало ХХ века
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.